ФАС собирается оштрафовать крупнейших петербургских стивидоров за высокие тарифы, установленные в иностранной валюте. Портовики рискуют лишиться 3 млрд рублей дохода.
Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, заявил, что его ведомство в ближайшее время может наложить "очень значительный" оборотный штраф на стивидоров за установление и поддержание монопольно высоких цен на разгрузку и погрузку судов, а также на другие свои услуги. "Дела еще рассматриваются. Решения по ним вынесут в начале ноября", — пояснили в ФАС. Летом 2016 года, исполняя поручения президента и правительства РФ, антимонопольный орган исследовал рынок стивидорных услуг в морских портах за период с 2013 по 2015 год.
Результаты исследования показали, что с момента отмены государственного регулирования тарифы на услуги стивидоров в российских портах в среднем выросли в 2,5 раза, а по отдельным позициям — более чем в 10 раз.
ФАС направила всем стивидорам предупреждение о необходимости устанавливать тарифы на свои услуги в российских рублях. Но портовики пока никак не отреагировали на действия антимонопольного ведомства.
Стивидоры вне кризиса
В числе стивидоров, попавших в поле зрения ФАС, оказались крупнейшие петербургские контейнерные терминалы: АО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ), АО "Петролеспорт" (ПЛП) и ЗАО "Контейнерный терминал Санкт–Петербург" (КТСП). Первые два входят в группу Global Ports, а третий принадлежит UCL Holding Владимира Лисина. Global Ports и UCL Holding контролируют рынок по перегрузке контейнеров в петербургском порту и Усть–Луге, доля игроков — 80% и 12% соответственно.
Теперь они могут заплатить штраф в размере 3 млрд рублей — максимальный размер оборотного штрафа составляет 15% от годового дохода компании. Обычно антимонопольное ведомство взимает штраф по меньшей ставке. "На ставку влияют смягчающие обстоятельства, например сотрудничество с нами", — пояснили в ФАС.
Стивидорные компании демонстрируют впечатляющие финансовые результаты, несмотря на стремительное падение контейнерного оборота в петербургском порту. С 2013 года перевалка контейнеров в петербургском порту сократилась на 32%, до 1,7 млн teus (20–футовый контейнер). За то же время совокупная выручка трех контейнерных терминалов (ПКТ, ПЛП, КТСП) выросла с 14,7 млрд до 21,1 млрд рублей. При этом рентабельность стивидоров (отношение прибыли к выручке) в кризис выросла почти вдвое — с 34 до 63%.
Стивидорные компании отказались комментировать действия ФАС, пояснив, что не обсуждают, а выполняют действия властей. Хотя в июне в UCL Holding отреагировали на исследования ФАС таким заявлением: "Отмена государственного регулирования тарифов в морских портах РФ не оказала никакого влияния на стоимость перевалки грузов. Отмена госрегулирования дала мощный толчок развитию рыночной среды. В порту Петербурга работает шесть крупных контейнерных операторов, конкурирующих между собой. Производственные мощности контейнерных терминалов Северо–Запада в настоящее время минимум в 2 раза превышают спрос на перевалку контейнеров".
Будет только хуже
Остальные участники рынка, причастные к внешнеэкономический деятельности, сходятся во мнении, что действия ФАС бессмысленны и могут навредить.
Ни один российский импортер или экспортер не работает напрямую с портом, только через судоходные линии, а они преимущественно все иностранные, и понятно, что стивидоры выставляют им тарифы и счета за погрузо–разгрузочные работы в иностранной валюте.
Агенты линий (представители иностранных судоходных компаний) в России тоже выставляют тарифы в иностранной валюте, но расчеты с российскими экспортерами и импортерами на территории России производят в рублях.
Тарифы агентов (судоходных компаний) обычно включают в себя и стоимость перевозки товара, и расходы на погрузку и разгрузку в портах.
"Сегодня, когда в порту Петербурга работают девять контейнерных терминалов, грузополучатели могут выбирать место выгрузки, ориентируясь на экспертное мнение брокеров и экспедиторов. Есть дешевые стивидоры, есть дорогие. Но выбор ограничивается судозаходами контейнерных линий. Не все агенты работают с дешевыми терминалами, у некоторых даже есть строгие ограничения. Счета за обработку грузов в порту грузополучатели или их представители сегодня оплачивают не терминалам напрямую, а через агентов линий. Поэтому коммерческие условия их договорных отношений нам неизвестны", — говорит заместитель генерального директора ГК "Балтика–транс" Ирина Капитанова.
"Сначала ФАС настояла на отмене своего же контроля стивидорных ставок, а теперь думает, в какой валюте брать за услуги. Да какая разница, в какой валюте, стивидоры напрямую с участниками ВЭД не работают, а в ФАС об этом, наверное, не знают?" — вопрошает Руслан Кисс, гендиректор ЗАО "Русский логистический провайдер". Бизнесмен указывает на то, что чиновники не в состоянии просчитать мультипликативный эффект от своих действий. "У стивидоров не одна услуга, которую ФАС хочет ограничить. Ограничит ее, в рубли переведет — и что? Российские стивидоры начнут выставлять иностранным линиям счета в рублях. А судоходные линии как выставляли, так и будут выставлять нам счета в иностранной валюте. При этом стивидоры посчитают свои потери и увеличат ставки за другие услуги: за договоры, въезд в порт, перемещение контейнеров и т. п. В итоге станет еще дороже", — полагает Руслан Кисс.