Объявление Владимира Путина о том, что Россия не будет участвовать в Международном уголовном суде, в мире вряд ли воспримут иначе как страх и бегство от Гааги.
Россия не присоединится к участникам Римского статута Международного уголовного суда — президент России Владимир Путин распорядился уведомить об этом генсека ООН. Предложение, как подчеркнуто в документе, сделано Минюстом РФ и согласовано с МИД, Генпрокуратурой, Следственным комитетом, Верховным судом и "другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти". Решение, таким образом, является консолидированным мнением руководства страны.
У России есть намерение "не стать участником Римского статута Международного уголовного суда", — говорится в тексте. Это означает подтверждение того, что ратифицировать статут Россия не собирается.
Прочь из Гааги
Международный уголовный суд — это тот самый суд, в просторечии кратко именуемый "Гаагой" или "гаагским трибуналом", по месту его расположения. МУС ассоциируют в России в первую очередь с трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ), хотя это не так — МТБЮ является отдельным трибуналом, созданным ООН, как и трибунал по Руанде. "Гаагский трибунал" — скорее имя нарицательное, символ трибунала вообще.
МУС, тем не менее, занимался другими военно-политическими делами, связанными с событиями в Конго, Судане и других горячих точках планеты. Этот суд, в частности, выдавал в свое время ордеры на арест президента Судана Омара аль-Башира (что никак пока не отразилось на его судьбе) и лидера Ливии Муаммара Каддафи. Римский статут — договор, на основе которого был создан МУС.
Выход из Римского статута — реакция на недавние события. Пересмотр отношений с МУС представитель МИД РФ Мария Захарова анонсировала в начале октября, объяснив это расследованием МУС конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Что любопытно, расследование было открыто еще в январе, а запрос прокурора Фату Бенсуда вообще был год назад, и не очень понятно, почему возмутиться решили именно сейчас. Там пока все находится на предварительной стадии сбора информации, конкретных действий суд в это время не предпринимал и никакой позиции еще не занимал.
Зато недавно МУС дал определение присоединения Крыма. "Российский военный персонал был использован для установления контроля над территорией, включая украинские военные базы и правительственные здания... Ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией, — констатировала прокурор Фату Бенсуда в отчете о действиях по предварительному расследованию. — Для целей Римского статута вооруженный конфликт может быть международным по своей сути, если одно или более государств частично или полностью оккупируют территорию другого государства вне зависимости от того, сопровождается ли оккупация вооруженным сопротивлением".
В дальнейшем разборе содержится указание на признаки "прямого военного противостояния между российскими вооруженными силами и силами правительства Украины" в восточной Украине. "Канцелярия прокурора также рассматривает заявления о том, что Российская Федерация в целом осуществляла контроль над вооруженными группировками в восточной Украине, с целью установления, можно ли рассматривать этот вооруженный конфликт, который в прочих случаях считался бы немеждународным, как международный конфликт по своей природе", — говорится в тексте. Если анализ окажется положительным, это приведет к "применению статей Римского статута".
Пока что МУС не возбуждал никаких дел и по Украине — он лишь "продолжает фактический анализ предполагаемых преступлений" и собирает сведения. Однако в Кремле, судя по всему, реально опасаются, что дело закончится трибуналом.
Другой важный момент, пока лишь умозрительный, но, возможно, более важный, чем Украина и Грузия — это Сирия. Бомбардировки Алеппо российской авиацией уже были названы генсеком ООН Пан Ги Муном "военными преступлениями" за то, что были разрушены в том числе и больницы. А президент Франции Франсуа Олланд заявил, что Россия должна столкнуться с обвинениями в военных преступлениях за обстрелы Алеппо. Накануне российская группировка начала новую волну авиаударов по провинциям Идлиб и Хомс.
Как найти агрессора
Еще в 2010 году Конференция по обзору Римского статута приняла определение агрессии, ранее отсутствовавшее, хотя само понятие агрессии упоминается в статуте как преступление. Агрессия в соответствии с этим определением означает "планирование, подготовку, инициирование и совершение лицом, которое в состоянии фактически руководить либо контролировать политические или военные действия государства, акта агрессии, представляющего в силу своего характера, тяжести и масштаба грубое нарушение Устава ООН".
Механизм юридического применения поправок достаточно сложен. Во-первых, эти поправки еще должны быть приняты на ассамблее стран-участников в 2017 году и затем ратифицированы. Во-вторых, понадобится либо признание акта агрессии Советом безопасности ООН, либо единогласное решение всех судей МУС. В-третьих, государство-участник может заявить о непризнании юрисдикции в отношении акта агрессии (по сути, от него требуется признание себя агрессором), и тогда нужна санкция Совбеза ООН.
Ни Россия, ни обратившаяся в МУС Украина не ратифицировали Римский статут, хотя и подписали его. Это создает дополнительные сложности. Не являются участниками МУС также США и Китай. Участие создает крупным державам слишком много сложностей, ведь и американцев можно обвинить в военных преступлениях. В случае вмешательства Совбеза ООН это, тем не менее, все равно не имеет никакого значения — Ливия тоже не подписывала и не ратифицировала Римский статут, в суд обращался Совбез.
В недлинной истории МУС есть лишь один прецедент, когда прокурор Луис Морено-Окампо по собственной инициативе возбудил дело в отношении высокопоставленных политиков Кении по обвинению в преступлениях против человечности в 2007-2008 годах. Речь шла не о вооруженном конфликте, а о жестоком подавлении политических беспорядков после президентских выборов. Погибли, по разным оценкам, до 1,5 тыс. человек (в том числе людей сжигали в церквях), остались без крова сотни тысяч. В преследовании несогласных участвовали государственные силовые структуры. Но Кения являлась страной, ратифицировавшей Римский статут.
Ничего, правда, не получилось. Обвинения в итоге сняли со всех шести обвиняемых, включая Ухуру Кениата и Уильяма Руто, которые, пока шло разбирательство, заняли должности президента и вице-президента Кении. Дело Руто, кстати, вела та же самая Фату Бенсуда. Причины остановки дел были названы публично: невыносимое политическое вмешательство и массовое запугивание свидетелей, отказывавшихся от своих показаний. Хотя сами Кениата и Руто ездили на суд давать показания. Президент Судана Омар аль-Башир тоже чувствует себя вполне неплохо, несмотря на выданный МУС ордер на его арест.
Призрак трибунала
Несмотря на то что перспективы создания трибунала по Крыму и Донбассу или возбуждение дела в МУС пока выглядят весьма отдаленными и призрачными, одно только приравнивание прокурором Фату Бенсуда ситуации в Крыму к военному конфликту, очевидно, послужило для Кремля маркером, требующем принятия срочных и радикальных мер.
Выход из юрисдикции международных судов — тенденция, наметившаяся еще с тех пор, как в России был принят закон, позволяющий игнорировать решения ЕСПЧ. Чем дальше, тем проще и быстрее разрываются международные соглашения. Сейчас это делается демонстративно — ведь Россия и так уже 6 лет не ратифицировала Римский статут, и не было нужды подчеркивать это официальным образом.
С точки зрения Кремля это укрепляет суверенитет и независимость, но демонстрация недоверия углубляет разрыв с Европой. Поспешное бегство от Гааги только укрепит скептиков в подозрениях в том, что Москва не способна доказать свою правоту в состязательном процессе, в реальности ею движет страх перед наказанием и неготовность отвечать за поступки, а внешне декларируемая уверенность — лишь ничего не значащие слова.