Будущий миллиардер Дмитрий Морозов родился, учился и два своих высших образования ("финансы и кредит" в академии Плеханова, "деловое администрирование" в МИРБИС) получил в Москве. Первые годы после выпуска из вуза работал в банке "Центрокредит" на должности заместителя председателя правления.
Свой собственный бизнес — фармпроизводитель "Биокад" — Дмитрий Морозов основал в 2001 году. Более года он строил завод в подмосковном селе Петрово–Дальнее, первую выручку — 91 тыс. рублей — компания получила в самом конце 2002 года. В 2003–м она заработала уже 5 млн рублей, а в 2004–м получила грант правительства США на разработку интерферона–бета. После этого обороты предприятия стали расти почти в геометрической прогрессии и в 2009 году достигли 700 млн рублей.
В 2010 году "Биокад" стал резидентом особой экономической зоны "Нойдорф" в Петербурге и перенес туда свой производственный комплекс. Переехал в Петербург и Дмитрий Морозов. Выручка компании сразу перевалила за миллиард, а еще через год составила 2,6 млрд рублей. Сумма заключенных госконтрактов "Биокада" в 2012 году составила 718 млн рублей, в 2013–м — 1,1 млрд. После открытия нового производства в "Нойдорфе" обороты "Биокада" шагнули на новый уровень: в 2014 году холдинг показал выручку 8,4 млрд рублей, а в 2015–м — уже 8,9 млрд.
Главным катализатором роста стал кризис: из–за девальвации рубля зарубежные гормональные препараты стали слишком дорогими для российского потребителя. Между тем именно в 2014 году компания выпустила на рынок свои разработки — аналоги популярных импортных препаратов. Ценовое преимущество "Биокада" перед импортерами сказалось на прибыли: в 2014 году она составила 4,8 млрд рублей (маржинальность — 67%) против 927 млн в 2013–м (37%). Столь впечатляющие успехи привлекли к "Биокаду" инвесторов. В 2014 году 20% компании приобрел холдинг "Фармстандарт" Виктора Харитонина, еще 50% купила структура холдинга Millhouse Capital Романа Абрамовича. Общую сумму сделок оценивали тогда в 11–12 млрд рублей.
Дмитрий Морозов, по последним данным, сохранил за собой 30% "Биокада" и остается его генеральным директором. Впрочем, в октябре 2016 года стало известно о новых сделках с акциями компании, в результате которых, по мнению участников рынка, 90% акций консолидирует "Фармстандарт", а у Морозова останется 10%.
> Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2016 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.
“
Мой основной бизнес — однозначно биотехнологический. В 1990–е, во время становления финансово–кредитной системы, я работал в банковской сфере, и это было интересно. Потом понял, что рынок сформировался, оставаться там дальше просто скучно. Сейчас работаю в отрасли, где происходят невероятные открытия, например в области онкологии или аутоиммунных заболеваний. Это интересно и с точки зрения бизнеса: темпы развития здесь очень высокие, доходность — тоже.
Меня никогда не интересовало производство таблеток от головной боли. Моя мечта — победить одну из форм рака, за это можно побороться. Промежуточный итог этой борьбы — мы уже производим в России аналоги дорогих импортных препаратов и поставляем их на экспорт. Но наша цель не импортозамещение, а импортоопережение — создание и вывод на российский рынок препаратов, которые только проходят клинические испытания за рубежом. Мы готовы разрушить миф о России как колониальном рынке, способном лишь покупать готовые лекарства.
Я — коренной москвич, в Петербург переехал, когда Валентина Матвиенко пригласила «Биокад» участвовать в фармкластере. Не жалею об этом переезде ни с точки зрения бизнеса, ни с личной точки зрения. Здесь я нашел для себя много приятных мест: «золотой треугольник», где можно и нужно ходить пешком, улица Рубинштейна, окрестности Академии художеств, Эрмитаж, где я часто бываю, Музей истории религии. У нас в России есть город с высоким качеством жизни, с богатой культурной составляющей — это Петербург. Этим я и наслаждаюсь в свободное время. Недавно вот участок купил на заливе, буду строить там дом в стиле северный модерн.
Детей к бизнесу не привлекаю. У меня трое сыновей, все они очень разные, но никому из них я не собираюсь ничего навязывать. Мне близка философия буддистов: до 18 лет мы должны заботиться о детях, а потом каждый сам выбирает путь. Чем захотят заниматься в этой жизни, тем и будут.
Дмитрий Морозов
основатель и совладелец компании "Биокад"