Зачем Феликс Длин делает из "Чайки" телекоммуникационную компанию

Автор фото: globallookpress

Миллиардер Феликс Длин решил заняться телекоммуникациями. Приобретенная им компания "Чайка телеком" за год увеличила выручку в 1,5 раза и вышла на рынок господряда.

Компанию "Чайка телеком" Феликс Длин (бизнес–партнер совладельца Бинбанка Микаила Гуцериева) приобрел в декабре 2014 года. Она принадлежала кипрскому офшору, к которому перешла в 2010 году от предпринимателя Алексея Никитина. На тот момент "Чайка" с трудом сводила концы с концами. Так, в 2012 году при выручке 41 млн рублей "Чайка телеком" показала убыток 8,57 млн, в 2013–м выручка составила 57,9 млн, убыток — 519 тыс. рублей. Как сообщали сотрудники компании в начале 2015 года, заказов было очень мало и перспектив развития они не видели. Впрочем, официального комментария "ДП" не получил.
После смены собственника "Чайка" сосредоточилась на операциях с недвижимостью. На ее официальном сайте появились объявления о продаже зарубежной недвижимости, а в июне 2016 года Микаил Гуцериев передал под контроль "Чайке" принадлежащий ему торговый комплекс "Перинные ряды".
Теперь же через свой сайт "Чайка" снова предлагает услуги как телекоммуникационная компания. В конце октября она получила госконтракт на сумму свыше 3 млн рублей от ФГУП "Центринформ". В "Чайке" обслуживаются 19 компаний, принадлежащих Гуцериеву и его партнерам, и сторонние фирмы.
Выручка "Чайки" после покупки ее Длином увеличилась до 124 млн рублей в 2015 году против 92 млн в 2014–м, а прибыль — до 17 млн рублей против 6,4 млн. На вопросы "ДП" о планах развития в "Чайке" не ответили.
Рынок мобильной связи в Петербурге насыщен, выручка с абонента падает, говорит аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. Остаются проводная связь и широкополосный доступ в Интернет. Этот сегмент в Петербурге представлен сотнями провайдеров, которые закреплены за несколькими объектами недвижимости (обычно коммерческой, сдаваемой в аренду) и этим живут. Качество их услуг часто очень низкое, ведь арендатор не может сменить провайдера, а мотивации к освоению новых объектов нет, так как такие операторы имеют хоть и небольшой, но гарантированный доход. Крупные компании активно поглощают небольших провайдеров, чтобы нарастить долю рынка.
"Структурам Гуцериева и Длина удобно иметь собственную телеком–компанию, ведь это обеспечивает безопасность передачи данных и гарантирует их сохранность", — говорит Кирилл Яковенко.
Эксперты говорят, что в целом телеком–рынок, несмотря на высокую конкуренцию, перспективен, а потому привлекателен для инвесторов. Реальные доходы и покупательная способность населения падают, поэтому клиентоориентированным компаниям важно сокращать издержки, чтобы не терять прибыль, говорят в CNews Analytics. IT–решения дают для этого огромные возможности.
В частности, в ретейле это создание и техническая поддержка центров обработки данных, программное обеспечение контрольно–кассовых операций. Кроме того, с 1 февраля 2017 года вступят в силу изменения в ФЗ "О применении контрольно–кассовой техники": продавцы должны будут в онлайн–режиме передавать в налоговую службу информацию о продажах. Это создает дополнительный сегмент IT–рынка для ретейла емкостью несколько миллиардов рублей, говорят в CNews Analytics.
Телеком–компании стараются искать новые ниши и выходить за рамки традиционного бизнеса. Так, в пресс–службе "Ростелекома" сообщили, что собираются развивать бизнес не только за счет увеличения доли рынка в сегментах широкополосного доступа в Интернет и платного телевидения, но и через выход на новые рынки. "Ключевыми точками роста в сегменте новых услуг для нас являются дата–центры, облачные услуги, ОТТ–видео (одна из технологий предоставления видеоуслуг через Интернет. — Ред.), промышленный Интернет, геоданные", — говорят в "Ростелекоме".