На какие петербургские компании может повлиять закон о раскрытии бенефициара

Автор фото: Ковалев Петр

Минэкономразвития подготовило законопроект о госзакупках, который обязывает подрядчика называть реального бенефициара компании, чтобы исключить конфликт интересов. "ДП" предположил, какие петербургские фирмы привлекли бы внимание законодателей.

Подрядчикам, которые участвуют в госзакупках, придется раскрывать конечных бенефициаров бизнеса. Законопроект об этом подготовило Минэкономразвития, пишут "Ведомости". Под бенефициаром при этом понимают любого, кто может контролировать компанию, а не только собственника доли более 10%, как сейчас.
Таким образом чиновники хотят исключать конфликт интересов. Сейчас считается, что он возникает, если чиновники из комитета-заказчика и бенефициары компании связаны родственными узами. В законопроекте предлагается считать конфликтом интересов фиктивно расторгнутый брак и гражданский брак. При этом к конфликту интересов все еще не относятся другие факторы, такие как близкое знакомство, много лет совместной работы в прошлом, отдаленное родство.
Как отмечают юристы, закон в случае принятия вряд ли перевернет рынок госзаказа, поскольку согласно ему проверять бенефициаров и их конфликт интересов будут сами чиновники-заказчики. При этом, если конфликт интересов обнаружится постфактум, в этом всегда можно будет обвинить рядового клерка.
"ДП" предположил, какие петербургские компании-господрядчики могли бы попасть под действие этого законопроекта или как минимум заинтересовать его авторов.

"НордИнвестСтрой"

Собственники компании — жена Вадима Пичулина, Анастасия Пичулина, и его бывший бизнес-партнер Игорь Комиссаров. На рынке Вадим Пичулин считается бенефициаром бизнеса.
Он бывший депутат МО "Морской", осужденный на 4 года условно по так называемому "мусорному делу". Подконтрольная ему фирма "Темп" не выполнила большую часть работ по рекультивации свалки в Приморском районе за 174 млн рублей. С тех пор Вадим Пичулин не владеет крупными компаниями.
В 2016 году компания получила в Петербурге подряды на 1,6 млрд рублей. Среди них, например, завершение строительства школы севернее улицы Новоселов стоимостью около 600 млн рублей, которое до этого провалил предыдущий подрядчик. От того же комитета подрядчик получил контракт на строительство детсада на Октябрьской набережной за 140 млн рублей и достройку школы в поселке Металлострой за 530 млн рублей.

"Проспект"

Компания "Проспект" получила право от компаний "Коммент", "Афкап", "Метроном" и "Анфас" продавать рекламные площади в петербургском метрополитене. Интересно, что совладелец "Проспекта" Георгий Иванов — бывший топ-менеджер ГУП "Петербургский метрополитен", который и сдает рекламные площади в метро коммерческим фирмам для продажи.
Годовой оборот рекламного агентства Георгия Иванова составляет почти 1,5 млрд рублей. К тому же доступ к рекламному рынку в метро дал ему карт-бланш для развития семейного бизнеса — агентств недвижимости "ЦАН" и "Плюс" и российского портала по подбору репетиторов "Апстади". Все эти проекты масштабно рекламируются в метро.
В подземке ежедневно проезжает 2,7 млн пассажиров. Контракты с "Комментом", "Афкапом", "Метрономом" и "Анфасом" истекают в конце 2016 года. Уже проводится новый конкурс. Победитель получит привлекательный ресурс в свое распоряжение.
Интересно, что в этом конкурсе условия по отношению к собственникам компаний совсем неприхотливые. Заказчика не интересует не только бенефициар, но и страна регистрации компании. Таким образом, поучаствовать в конкурсе смогут и офшоры. К слову, одна из нынешних компаний-операторов "Афкап" как раз является офшором, она зарегистрирована в штате Огайо, США.

"Теплоэнерго"

Созданная в 2014 году компания "Теплоэнерго", которая занимается строительством котельных в новых жилых кварталах и обслуживанием существующей сети, оказалась очень успешным стартапом: Смольный выдал ей распоряжения на техприсоединение почти на 3 млрд рублей. Так "Теплоэнерго" стало конкурентом ГУП "ТЭК", ТГК и "Петербургтеплоэнерго".
Возможно, дело в том, что собственник компании Роман Нагорный — однокурсник главы комитета по энергетике Андрея Бондарчука по Горному университету, а директор компании Евгений Кочнев — бывший заместитель директора "Петербургтеплоэнерго".

"Корт"

Фирма принадлежит Светлане Сергеевой, бывшей жене замглавы комитета по благоустройству Виктора Шабнова, который курирует вопросы восстановления озеленения на строительных и инфраструктурных объектах.
"Корт" первой из частных компаний вышла в лидеры городского рынка озеленения объемом 8 млрд рублей, получив многомиллионные подряды, ранее доступные лишь садово-парковым хозяйствам Смольного. С мая 2015 года "Корт" получил контракты на общую сумму более 400 млн рублей, и те же хозяйства теперь работают у него на субподряде.
Кроме того, "Корт" охотно берется за выполнение работ по заказу компаний, ремонтирующих и реконструирующих теплосети по заказу ГУП "ТЭК" Петербурга, что, по оценкам экспертов рынка, приносит фирме дополнительно сотни миллионов рублей в год.

"А-Проект"

Конечным бенефициаром крупного петербургского дорожного подрядчика "А-Проект" мог бы оказаться экс-замминистра финансов, председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин. Компания принадлежит его 90-летнему отцу Владимиру Панкину. В этом году она получила подряды на 2 млрд рублей, в основном от Дирекции транспортного строительства, подведомственной комитету по развитию транспортной инфраструктуры.
Впрочем, в данном случае речь идет лишь о другом бенефициаре, поскольку у семьи Панкиных нет близких связей со Смольным, разве что давнее прошлое из карьеры Дмитрия Панкина: в 1994 году он работал в должности заместителя председателя комитета экономики и финансов мэрии Петербурга.

"Орион плюс"

Еще один дорожный подрядчик гораздо ближе к своему заказчику, чем остальные. Доля в компании "Орион плюс", которая в этом году демонстрирует пятикратный рост портфеля госзаказа, с этого года принадлежит бизнес-партнеру семьи экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Александру Усову. Именно после смены собственников "Орион плюс" начала получать крупные заказы, сегодня ее портфель госзаказа превышает 5 млрд рублей, тогда как в прошлом году составлял лишь 1 млрд рублей, а до этого — 700 млн рублей.
Примечательно, что накануне смены собственников "Орион плюс" сменился и руководитель Дирекции транспортного строительства, которая выступает заказчиком для "Ориона плюс". Так вот, дирекцию возглавил Вячеслав Урусов, экс-заместитель директора одной из структур Минобороны.

"Петроком"

Компания известна на рынке, в частности, по "трубному делу" 2010 года об установке старых труб вместо новых при ремонте теплоснабжения. Первоначально сумма ущерба городскому бюджету оценивалась в 3,2 млрд рублей, потом снизилась до 45 млн рублей. В 2014 году дело развалилось, фигуранты получили условные сроки. Среди фигурантов были руководители комитета по энергетике и несколько подрядчиков, в частности экс-владелец "Петрокома" Андрей Кадкин.
Но судебный бэкграунд не помешал подрядчику продолжить работу по госзаказу. В 2015 году компания получила госзаказы более чем на 5 млрд рублей, в 2016 году — еще на 250 млн рублей. Перед этим Андрей Кадкин вышел из бизнеса, а собственниками компании стали ее гендиректор Алексей Гриценко и Борис Дупленко.

"Антарес"

Случай с компанией "Антарес" — это, пожалуй, как раз пример ситуации, в которой необходим закон, предлагаемый Минэкономразвития. Фирма принадлежит через компанию "Сократ" Юлии Павловой, жене бизнесмена Андрея Павлова, который находится в СИЗО. Компания в этом году подала заявки на 15 конкурсов и почти смогла получить конкурсы на достройку петербургских соцобъектов на 500 млн рублей. Из СИЗО Андрею Павлову с помощью мобильника удавалось убеждать все свое окружение, что он на свободе.
После расследования "ДП" комитет по строительству все-таки нашел повод не заключать контакты с компанией: сослался на проблемы компании с банковской гарантией. Хотя при наличии закона о бенефициарах основанием для отказа компании был бы ее конечный бенефициар, находящийся в СИЗО.
Впрочем, контракты, которые не достались "Антаресу", затем получила компания, которая тоже попадает под действие законопроекта Минэкономразвития, — упомянутый выше "НордИнвестСтрой".