Антимонопольщики рассмотрели жалобу "Волгобалта" на конкурсы на право продавать рекламные площади в метро. Чиновники заявили, что не допускают к участию компании с опытом работы на наземном транспорте, потому что заботятся о больных клаустрофобией.
"Волгобалт Медиа" предъявляло претензии к ряду требований конкурсной документации. Наибольшее внимание комиссии УФАС привлекло требование ГЦРР к опыту подрядчиков. В конкурсе может поучаствовать только компания, которая последние 3 года работала с рекламой в метро. Подтвердить такой опыт она должна контрактами на 165 млн рублей.
Такой критерий значительно ограничивает число фирм, способных подать заявки на конкурс. При этом неясно, чем ГЦРР не угодили подрядчики, размещающие рекламу на носителях в других видах общественного транспорта, помимо метрополитена.
Представители ГЦРР объяснили свое требование заботой о людях, больных клаустрофобией. По их подсчетам, в городе таких от 12% до 15%. И только подрядчик, имеющий опыт работы в подземке, способен позаботиться об их душевном здоровье.
"Это общеизвестная история. Вот, соответственно, когда в метрополитене вы указываете людям или намекаете, что как бы они находятся в закрытом пространстве, то это недопустимо. Если говорить о содержательной части, то метро имеет свою специфику в технологическом плане. Это объект повышенной опасности", — сказал один из представителей ГЦРР.
Чтобы изучить загадочные доводы ГЦРР, антимонопольщики взяли тайм-аут на неделю и рассмотрят жалобу 13 декабря. К этому моменту ГЦРР нужно подготовить более убедительное объяснение для своих доводов.
Напомним, что ГУП "Петербургский метрополитен" самостоятельно не продает рекламу: предприятие только сдает в аренду пространство под рекламоносители. Операторов, которые будут продавать рекламу в метро, выбрали в 2006 году. Ими стали четыре компании, занимавшиеся этим бизнесом с 1990-х годов, — "Коммет", "Афкап", "Метроном" и "Анфас".
Все они в последние годы передали свои права компании "Проспект", которую возглавляет бывший начальник отдела рекламы ГУП "Петербургский метрополитен" Георгий Иванов. По данным СПАРК, в 2015 года выручка "Проспекта" составила 1,1 млрд рублей, в 2014-м — почти 1,5 млрд, таким образом, объем этого рынка ежегодно составляет более миллиарда. Ранее "ДП" уже рассказывал, как Георгию Иванову благодря такому карт-бланшу удалось развить и свой семейный бизнес, связанный с недвижимостью.
При этом по условиям конкурса победитель должен передать метро минимум 1,6 млрд рублей в течение всех 10 лет. Во время торгов эта сумма, скорее всего, вырастет, но все равно выглядит достаточно скромной для 10-летнего периода на фоне ежегодного миллиардного оборота рынка. С другой стороны, сейчас доходы метрополитена от рекламы еще более скромные: в 2015 году подземка получила от операторов за аренду и обслуживание площадей 350 млн рублей, в 2014-м — 350 млн рублей, в 2013 году — 330 млн рублей.
Еще одно интересное условие конкурса — в нем отсутствует описание бенефициара победившей компании. Одна из упомянутых выше компаний "Афкап" является офшором, и, если бы ограничения для офшоров были, она не смогла бы поучаствовать в этом конкурсе.