Акционеры группы компаний "Юлмарт" Дмитрий Костыгин и Август Мейер, которые находятся в корпоративном конфликте с Михаилом Васинкевичем, ищут защиты в Лондонском арбитражном суде. Тем временем долги интернет-ретейлера достигли 20 млрд рублей.
Как стало известно "ДП" от одного из банков–кредиторов, Koshigi Ltd. Дмитрия Костыгина и Svoboda Августа Мейера (эти миллиардеры контролируют более 60% акций группы "Юлмарт") подали иск к бывшей компании Михаила Васинкевича Donna (владеет 38,5% бизнеса) о преднамеренном вредительстве жизнедеятельности компании Ulmart Holding.
Совладельцы крупнейшего интернет–ретейлера уже несколько месяцев обмениваются взаимными обвинениями. Дружественные Дмитрию Костыгину кредиторы инициируют банкротство структур холдинга, а сторонники Михаила Васинкевича пытаются блокировать принятие управленческих решений в компании. Тем временем банки и поставщики, которым компания должна около 20 млрд рублей, начинают проявлять беспокойство.
Встречные иски
В рамках иска Koshigi Ltd. и Svoboda состоялись слушания об обеспечительных мерах. При этом инвестподразделение А1, представляющее интересы Михаила Васинкевича, просило лондонский суд остановить действия Дмитрия Костыгина как кредитора в России и на Мальте и прекратить личное преследование Васинкевича, однако суд в этом А1 отказал.
Компании Костыгина и Мейера, в свою очередь, потребовали провести принудительную передачу им акций (38,5%) от Donna Union Foundation по справедливой рыночной цене. Суд разрешил передачу, но при условии гарантий полной и быстрой оплаты суммы, которая будет определена лондонским судом. Это могло бы стать завершением конфликта, но истцы оказались не готовы к такому развитию событий. "Мы подумали, и отказались брать на себя излишние гарантии", — уточнил Дмитрий Костыгин. Михаил Васинкевич не стал комментировать этот вопрос.
В долгах как в шелках
Как сообщалось ранее, конфликт вошел в острую фазу после того, как Дмитрий Костыгин, владеющий 31,6% в Ulmart Holding Limited — головной компании "Юлмарта", переуступил долги ретейлера своему давнему бизнес–партнеру Олегу Морозову и ООО "Балтийская электронная площадка". Став кредиторами, они подали в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти банкротные иски против ООО "Юлмарт девелопмент", ООО "Юлмарт региональная сбытовая компания" и НАО "Юлмарт".
В рамках дел о банкротстве эти компании попросили суд запретить банкам–кредиторам безакцептное списание денежных средств с их счетов. А таких банков, как следует из картотеки суда, более 11. В числе основных банков–кредиторов "Уралсиб", Сбербанк, ВТБ и Кредит Европа Банк. По словам Дмитрия Костыгина, задолженность компаний "Юлмарта" перед банками–кредиторами составляет менее 3 млрд рублей. Зато, подчеркивается в ходатайствах, бесспорное списание денежных средств с банковских счетов затруднит расчеты с поставщиками, которым, судя по данным суда, "Юлмарт" должен гораздо больше — в общей сложности 16,8 млрд рублей (на 30 октября 2016 года).
По словам самого Дмитрия Костыгина, 10 млрд из 16,8 млрд рублей кредиторской задолженности — это долги между компаниями самого холдинга.
Учитывая обстоятельства, арбитраж встал на сторону "Юлмарта" и 18 ноября эти ходатайства удовлетворил.
Сбербанк хочет 1 млрд
Дмитрий Костыгин подтвердил подачу заявлений в Лондонский суд, отметив, что это сделано для того, чтобы другие кредиторы не навредили деятельности "Юлмарта". Михаил Васинкевич от комментариев отказался. Ранее его представители заявляли, что, по их мнению, "угроза банкротства "Юлмарта" исходит только от самого Костыгина". "Насколько мы понимаем, у компании достаточно ресурсов для погашения долгов", — сообщали представители Михаила Васинкевича.
Тем временем кредиторы холдинга начинают нервничать — 2 декабря Сбербанк России обратился с иском к ряду юрлиц ГК "Юлмарт" о досрочном погашении ранее выданного кредита на 1 млрд рублей. "Сбербанк подтверждает подачу иска к компании в связи с нарушением условий кредитного соглашения", — сообщили в пресс–службе банка.
Источник, близкий к банку, напомнил, что в компании идет конфликт акционеров, инициирована процедура банкротства ретейлера, наблюдение может быть введено уже в декабре. "В такой ситуации действия кредитора, направленные на защиту своих интересов, вполне стандартны и логичны", — пояснил источник.
В пресс–службе "Юлмарта" заявили, что компания не допускала дефолта по кредиту Сбербанка и выплачивала его в оговоренные сроки, но банк воспользовался своим правом и потребовал досрочно погасить задолженность. "Юлмарт" выступает против досрочного погашения кредита, так как не видит для этого оснований", — говорят в пресс–службе ретейлера. "Сейчас самый разгар высокого сезона, это предполагает значительное увеличение объема финансирования, направленного на обновление товарных запасов компании", — подчеркнули в пресс–службе "Юлмарта".
"Если Сбербанк продолжит бездушно настаивать, то я и Август (Мейер) как частные инвесторы или связанные с нами компании с удовольствием приобретем этот финансовый инструмент", — передал слова Дмитрия Костыгина его представитель. В компании уверены, что поводов для паники у банков, поставщиков или покупателей нет.
Группе компаний "Юлмарт" принадлежат активы на сумму более 12 млрд рублей: товары, здания, земельные участки, утверждает Костыгин. В составе компании 362 пункта выдачи Outpost, 46 городских центров исполнения заказов и три пригородных центра исполнения заказов. Помимо того, "Юлмарту" принадлежат склады в Домодедово, на Пискаревском пр. и в Пулково. Общая площадь полезных площадей складского хранения по итогам 9 месяцев — 218 тыс. м2. Дмитрий Костыгин также нашел факторинговую компанию, которая предоставила около 1 млрд рублей и предоставит еще несколько миллиардов для текущих расчетов с кредиторами.
Убийственные споры
Конфликт акционеров компании вполне может подкосить торговую сеть, показывает печальный опыт других ретейлеров. Так, ГК "Дети" всего за пару лет потеряла петербургский рынок, где была лидером в течение 10 лет. Причиной стал конфликт основателей Алексея Угаркина, Романа Яворского и Николая Кичиджи. Не исключено, что в результате их конфликта банки перестали давать ретейлеру кредиты на пополнение оборотного капитала, компания перестала своевременно рассчитываться с поставщиками, в магазинах начались перебои с товаром, посыпались иски от поставщиков. Сеть стремительно сокращалась, а ее места сейчас заняли конкуренты.
“
Если у акционеров "Юлмарта" конфликт усугубляется банкротством компании, которое, как я понимаю, уже началось, то это очень тяжелая ситуация. Если бы был какой–то один фактор, то не страшно, конфликты были и будут, но справляться с двумя проблемами сложно. Если акционеры заинтересованы в работе, то нужно сейчас выбрать что–то одно — поступиться своей позицией, пойти на компромисс или попрощаться с активом. На примере других вы можете увидеть, как компании распродают задешево. Я бы посоветовал попытаться понять друг друга, ведь не все еще потеряно.
Сергей Снопок
президент холдинга "Фаэтон"
“
Если сумма долга верна, то это большая цифра, проценты по кредитам могут быть ощутимой нагрузкой, но я в нее верю с трудом. В нее могут входить, например, инвестиции в развитие, открытие крупных торговых объектов. В целом положение "Юлмарта" на рынке сейчас стабильно, мы работаем в одном поле, и мы пока не видим переключение поставщиков с них на работу с нашей компанией, с "Ситилинком". Цели, которые ставила компания "Юлмарт", намеченные темпы развития до сих пор она успешно выполняла.
Михаил Славинский
генеральный директор сети "Ситилинк"
“
Мы не испытываем в работе с "Юлмартом" трудностей — оплата происходит в срок, не было ни дня просрочки. Мы просто не прибегаем к факторингу, который скорее минус для поставщиков. Мы видим, что ситуация в "Юлмарте" стабильна. Долговая нагрузка размером 20 млрд рублей — это в 2 раза выше, чем хотелось бы, но мы понимаем, что у акционеров есть множество других бизнесов, генерирующих финансовый поток, и сумма невелика на фоне этого потока. Я уверен, что "Юлмарт" и "Альфа–Групп" договорятся и вся история закончится значительным вливанием денег в "Юлмарт", что позволит ему стать № 1 в России, а то и в Восточной Европе.
Алексей Федоров
управляющий партнер ГК "220 Вольт"