Идею пространства «Мир на ощупь» подхватили и в других регионах России: в декабре свою площадку откроет франчайзи в Сочи, в феврале — в Ярославле.
15:4014 декабря 201615:40
960просмотров
15:4014 декабря 2016
Бизнесмен Анатолий Мовшович (31 год) открывает в городе вторую площадку в рамках проекта "Мир на ощупь". Необычное интерактивное пространство, где незрячие гиды учат обычных людей существовать в темноте, появится на Петроградской стороне в январе 2017 года. За прошедший год уже работающий в ТРЦ "Питерлэнд" первый "Мир на ощупь" посетили 50 тыс. человек.
"Мир на ощупь" имитирует один день из жизни незрячего: вы в обстановке жилой квартиры, выходите на улицу, пытаетесь отыскать нужные продукты на рынке, заходите в кафе и так далее — все это реализовано в пяти помещениях внутри пространства площадью 516 м2. Зрячих людей сопровождают слепые гиды. В компании работают 25 инвалидов, в том числе 21 по зрению, среди них программист и тренер по скалолазанию.
История бегуна
Образовательно-развлекательная площадка открылась в сентябре 2015 года. На ремонт и стройку ушло 3 месяца, но сама идея появилась еще 6 лет назад. "Она возникла, когда я познакомился со слепым молодым человеком, который недавно потерял зрение, — говорит бизнесмен. — Он был чемпионом по бегу в Израиле, получил травму, ослеп. Он рассказал мне, как ему не хотелось сначала жить и через что пришлось пройти. Я перенес это на себя: нам обоим в тот момент было 24 года. Тогда и я понял, что хочу создать проект, в котором будут работать слепые и рассказывать, как они потеряли зрение, чтобы люди ценили, что они имеют".
Но первым бизнесом Анатолия стало агентство по организации праздников Show Company. Открытое еще в 2009 году, оно работает в Петербурге до сих пор. Оборот компании — 8 млн рублей в год. "Проект "Мир на ощупь" я делал для души, не понимал ни объема рынка, ни объема работы — ничего. Я думал, буду жить за счет агентства, а для своего удовольствия начну делать социальный проект и искать спонсоров", — рассказывает Анатолий. Вышло наоборот. Сейчас годовой оборот "Мира на ощупь" составляет около 20 млн рублей, при этом месячные расходы компании не превышают 1,1 млн рублей. На площадке в полной темноте проходят не только экскурсии, но и квесты, а также бизнес-тренинги (среди клиентов — "Ростелеком", МТС, Райффазенбанк).
На поиск спонсоров для нового бизнеса ушел год. Не получив поддержки от крупных федеральных компаний, Анатолий нашел деньги у своего же клиента — ЛЗМ (Ленинградский завод металлоизделий) выделил на открытие площадки 3 млн рублей. Но в итоге "Мир на ощупь" был построен за 12 млн рублей: еще 3,5 млн рублей выделил в качестве субсидий на создание рабочих мест для инвалидов комитет по труду.
"На третий день после открытия к нам приехал немец, создатель "Диалога в темноте", мировой лидер в этом бизнесе, владелец 120 музеев, — вспоминает Анатолий. — Он сказал, что будет выходить на российский рынок и мы им не конкуренты". Для молодого бизнесмена это было сродни признанию: все равно что глава "Макдоналдса" приехал в только что открытое фастфуд-кафе в деревне.
Где они
С появлением второй площадки (467 м2) оборот бизнеса составит уже 40 млн рублей в год. Можно будет еще глубже погрузиться в жизнь незрячего: приготовить пищу в темноте, посетить тактильный музей с картинами, скульптурами и макетами петербургских достопримечательностей, поучаствовать в мастер-классе по лепке и рисованию в темноте — для этого предусмотрен спецкласс на 24 человека. Открытие запланировано на конец января, инвестиции составили 9 млн рублей (4 млн выделил комитет по труду). Спонсорами выступили и русские, и международные компании (TPV, Saint-Gobain, Ahlers и др).
На 1 декабря 2016 года в Петербурге 9 180 инвалидов с нарушением зрения (1,4% от общего количества инвалидов). По данным HeadHunter, количество компаний, готовых принять на работу инвалидов, за последнее время немного подросло: так, с января по октябрь 2016 года в Петербурге было зарегистрировано 2,3% вакансий от общего рынка с маркировкой "доступны для людей с инвалидностью" против 1,8% за тот же период в 2015-м.
"В городе есть ряд успешных проектов: например, работа незрячих сотрудников в ресторане Dans le noir, в интерактивном пространстве "Мир на ощупь", рабочие с инвалидностью по зрению также работают на производстве компании TPV", — говорит Юлия Сахарова, директор петербургского филиала ГК HeadHunter.
По данным департамента труда и соцзащиты населения, подходящие профессии для инвалидов по зрению — массажист, оператор call-центра, гардеробщик, бизнес-тренер. Слабовидящие и незрячие работают также в юриспруденции, программировании, производстве, экономике и HoReCa.