Разработка единых стандартов управления жильем застопорилась. Ни чиновники, ни управляющие компании, ни жилой фонд не готовы к принятию таких стандартов, считают участники рынка.
Разработка стандартов управления жильем предусмотрена нацпроектом "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", который стартовал этим летом. Стандарты должны появиться к августу 2017 года. Однако ни рынок, ни нормативная база не готовы к внедрению этих стандартов, уверены эксперты. Об этом в четверг шла речь на совещании в аппарате полномочного представителя президента в СЗФО, посвященном проблемам ЖКХ. Председательствовал на совещании помощник полпреда Сергей Зимин.
Приглашенные на обсуждение представители управляющих компаний воспользовались редкой возможностью высказаться о наболевшем. Начали со стандартов. "Они должны опираться на ряд документов, которых просто не существует. Например, нацпроект предусматривает, что в результате эффективного управления жильем стоимость жилого объекта должна вырасти. Но как можно оценить этот рост, если у нас нет инвентаризационной оценки жилого фонда? Нет ни определения объекта жилого фонда, ни единых типовых договоров ресурсоснабжения, ни порядка отнесения имущества к общему имуществу многоквартирного дома, ни технического регламента проведения работ по управлению домом. Разрабатывать стандарты, не решив эти проблемы, без привлечения управляющих компаний, — это значит просто разрушить систему ЖКХ. Как можно будет потом требовать от управляющей организации соблюдения таких стандартов?" — недоумевает Наталья Антонова, руководитель контрольного отдела СРО "МежРегионРазвитие".
Прежде чем спускать управленцам стандарты, нужно создать рынок управления жильем, а его не существует, говорят сами УК. Так, тарифы на жилищные услуги (управление, текущий ремонт, уборку и т. д.) не пересматривались уже несколько лет, хотя коммунальные тарифы (на водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и водоотведение) повышаются ежегодно. "У строителей есть сметные нормативы, на основании которых они оценивают стоимость своих работ. Управляющие же компании вынуждены ориентироваться не на то, сколько реально стоят необходимые работы по эксплуатации жилого фонда, а выполнять работы на ту сумму, которую они соберут по тарифу с собственников жилья. Вдобавок минимум 5% жильцов не платят за жилищно-коммунальные услуги. В итоге УК не только сами недополучают платежи, но и оказываются должны ресурсникам", — возмущается Александр Гурылев, вице-президент, председатель комитета по развитию управления в жилищной сфере СРО "Национальный жилищный конгресс".
УК должна расплачиваться с поставщиками коммунальных ресурсов на следующий месяц после поставки. Компенсировать недополученные от жильцов деньги управляющим нечем, эффективных мер по взысканию долгов не существует. Поэтому управляющие накапливают долги перед ресурсниками. Большинство УК могут обанкротиться в любой момент, так как погасить долги им нечем.
Кроме того, требование нацпроекта о повышении стоимости жилья в результате управления невыполнимо, считают участники рынка. В рамках нацпроекта государство обещает поддержать инвесторов, готовых вложиться в улучшение характеристик жилья: на 2017-2020 годы предлагается выделить им 41 млрд рублей — на всю страну. "Площадь всех многоквартирных домов РФ — 2,4 млрд м2. Из них 60% изношены. Им не стоимость нужно повышать, а хотя бы привести их в нормативное состояние. Для этого нужны десятки триллионов рублей. Где их взять? Банки не дадут денег УК, потому что УК — это шариковая ручка, бухгалтер и долги населения", — говорит Гурылев. Чтобы сделать эту отрасль инвестиционно привлекательной, нужно повысить собираемость платежей и "перестать вешать всех собак на УК", считает он.
По мнению главы Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Петербурга Евгения Пургина, чиновники не заинтересованы в том, чтобы менять ситуацию на рынке, они диктуют свои условия, пользуясь зависимостью от них управляющих компаний. "В ГУ ЖА десятилетиями сидят одни и те же чиновники, никакой ротации — клуб пенсионеров. Отсюда коррупция. Методы работы чиновников противоречат законам", — утверждает Евгений Пургин. Например, от имени администрации Красносельского района жильцы нескольких десятков домов получили приглашения на общие собрания собственников, на повестке этих собраний вопрос о смене управляющих компаний. "Инициировать собрание должны собственники жилья, а не представители ГУ ЖА", — говорит Пургин.
Пламенные выступления управленцев обидели присутствовавших на совещании чиновников. "Надо как-то менять вектор… Нас со всех сторон критикуют! Надо запретить это, ну, может, не на законодательном уровне, но понятийно запретить ругать чиновников!" — обратился за поддержкой к Сергею Зимину председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленобласти Александр Тимков. Примечательно, что, пока Александр Тимков сидел на совещании в полпредстве, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко снял его с должности и назначил вместо него бывшего главу Горжилнадзора Сергея Кузьмина. А самого Тимкова посадил на место Кузьмина. Так что Александр Тимков в последний раз публично выступал в своей прежней должности, даже не зная об этом, что, безусловно, придавало драматичности моменту.
Сергей Зимин поддержал Тимкова, подтвердив, что "нужно сменить вектор". А вот на пламенные речи управленцев не отреагировал. Зато заявил, что он вообще против общих собраний и участия собственников в решении вопросов об управлении их жильем: "Я весь день на работе. И если у меня в доме будет собрание, я на него не пойду. Я бывал в своей жизни на разных собраниях: комсомольских, колхозных, партийных. Ни на одном никогда не было демократии, только крик, гам и отсутствие решения", — резюмировал Зимин. Но все же обещал проанализировать высказанные на совещании замечания.