Долги по налогам и судебные разбирательства привели к тому, что крупнейший официальный дистрибьютор техники Bombardier Recreational Products — петербургский "Росан" — закрылся. На смену ему пришла московская компания "Формула 7".
Официальный дистрибьютор техники канадской Bombardier Recreational Products (BRP) в России "Росан" (штаб-квартира в Петербурге) прекратил свою деятельность. Об этом "ДП" сообщили в офисе компании. Теперь единственным официальным дистрибьютором станет московская компания FORMULA 7 (ООО "Формула 7"). "В ноябре 2016 года компания BRP заключила контракт с компанией FORMULA 7 на дистрибуцию техники, запчастей и аксессуаров BRP", — сообщили там.
BRP — всемирно известный производитель квадроциклов, снегоходов, трехколесных родстеров, катеров, гидроциклов, подвесных лодочных моторов, вездеходов и другой техники для отдыха. Штаб-квартира компании расположена в Канаде, компания входит в структуры канадской корпорации Bombardier Inc. Производственные мощности есть в Канаде, Мексике, Австрии, Финляндии. На сегодняшний день в России более 100 дилерских центров техники BRP.
Дилерство BRP "Росан" получил в 1994 году и уже в 2002 году стал единственным официальным дистрибьютором в России. Оборот структур "Росан", по СПАРК, в 2015 году составил более 12 млрд рублей. Холдинг считается подконтрольным Роману Каневскому и Андрею Кушулю.
Фатальные налоги
Неприятности у холдинга начались в начале года. В июне 2016 года "Росан трэйд" (компанией владеет Kerinea limited, которая базируется на Виргинских островах, она является частью ГК "Росан") обратился в суд с иском к ИФНС Всеволожского района об оспаривании доначисления НДС за 2012-2013 годы на 543 млн рублей и налога на прибыль на 629 млн, а также пеней и штрафов на 487 млн рублей. Налоги были доначислены по результатам выездной проверки, проведенной всеволожской ИФНС. Сразу после этой проверки в феврале 2016 года "Росан трэйд" запустил процедуру ликвидации, ранее сообщал "ДП".
В сентябре в офисах холдинга прошли обыски по делу о неуплате налогов. В октябре Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти наложил арест на деньги и имущество ООО "Росан трейд" и ООО "Росан Мотоспорт" — в рамках иска ИФНС России по Всеволожскому району Ленобласти. ИФНС просил признать суд обе фирмы взаимозависимыми юрлицами, что и было признано судом, и взыскать с них 1,66 млрд рублей недоплаченных налогов. ООО "Росан-МотоСпорт" направил апелляционную жалобу, но 15 декабря суд оставил решение первой инстанции в силе.
"В жалобе указано, что на балансе ООО "Росан-МотоСпорт" числится имущества на сумму более 3 млрд рублей, этого хватит на погашение задолженности перед бюджетом. Между тем в материалах дела ООО "Росан-МотоСпорт" представлен бухгалтерский баланс по состоянию на 30.06.2016, из которого следует, что податель жалобы имел на дату составления баланса имущества и денежных средств на сумму 1,538 млрд рублей", — сказано в судебных документах.
Дилерские центры "Росан" продолжат работать дальше, к закрытию дистрибьютора розничная сеть не имеет отношения, сообщили "ДП" в одном из трех центров "Росана".
Формула замены
Новый дистрибьютор — московская компания FORMULA 7 c 2014 года была дилером BRP (дилерский центр в Подмосковье), а в конце ноября 2016 года получила статус официального дистрибьютора. Дистрибьюторский офис FORMULA 7 базируется в Петербурге. В 2016 году компания построила в московском регионе логистический комплекс площадью 6 тыс. м2, рассчитанный на хранение 4,5 тыс. единиц техники, а также всего объема запчастей, аксессуаров и экипировки. Учредитель компании — Алексей Бердинских.
"Компания заключила договоры на поставку техники, запчастей, аксессуаров и обслуживание с большинством из дилеров. В дальнейшем мы планируем увеличивать количество партнеров, охватывая новые регионы России", — рассказали в пресс-службе. Уточнить планы по импорту техники на 2017 год там отказались.
По оценкам экспертов и участников рынка, падение рынка квадроциклов в 2015 году в регионе составило 60–70%, а в денежном выражении — около 30–40%, что связано с тем, что стоимость импортируемой техники после скачка курса валют выросла вдвое. Объем рынка эксперты оценивают в 10 млрд рублей. Среди наиболее популярных марок — китайская CFMOTO (почти 50% рынка), канадская BRP и японская Yamaha, Arctic Cat, Honda, Polaris, Kawasaki. Около 20% рынка занимают российские производители, которые, как и китайские, работают в низком ценовом сегменте, говорят эксперты.
В предкризисный 2013 год рынок мотовездеходов оценивался в 40 тыс. единиц. Около 10 тыс. составляли премиальные бренды, около 18 тыс. — CFMOTO, Stels — еще около 10 тыс. Сегодня общий рынок мотовездеходов составляет около 10 тыс., говорят эксперты.
"Сейчас рынка нет"
"Сейчас российский рынок техники для активного отдыха все еще нестабилен, но уже намечаются тенденции к стабилизации, — говорят в пресс-службе FORMULA 7. — Падение спроса было вызвано общим экономическим спадом в стране и ослаблением курса рубля, которое привело к росту цен на импортируемые товары".
Кроме того, в начале 2016 года правительство РФ приняло постановление об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, под который попали в том числе и мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы и снегоходы. "Соответственно, цены на технику увеличились еще и на размер утилизационного сбора. По этой причине рост стоимости некоторых моделей составил 20%. Эти факты существенно сократили спрос, но, как и в автомобильном сегменте, премиальные бренды всегда показывают наибольшую стабильность. Техника BRP как раз относится к премиум-сегменту", — говорят в FORMULA 7.
Как отмечает коммерческий директор "Петросет Сервис" Андрей Геращенко, сейчас не самое удачное время для того, чтобы производителю создавать собственное дистрибьюторское отделение и выходить на рынок, поэтому назначение нового дистрибьютора — логичный шаг.
"Но сейчас рынка нет. Например, снегоходы и квадроциклы никому не нужны. В Петербурге по сравнению с прошлым годом продажи упали раз в пять. Это связано в том числе и с отсутствием снега. Но главное — люди перестали обновлять свой парк техники для отдыха, они катаются на том, что есть, а покупку новой техники откладывают. Как ни странно, массового закрытия дилерских центров мы не наблюдаем. Возможно, это вопрос времени. Предстоящий летний сезон внесет ясность", — резюмирует он.