Россияне уже рассказали социологам, что 2016 год не оправдал их ожиданий, а жители остальных стран и вовсе наградили уходящий год званием худшего в истории.
Событий минувшего понедельника было бы достаточно для того, чтобы задуматься, что с уходящим годом что-то не так. В Анкаре бывший сотрудник полиции с криками о мести за Алеппо убил российского посла, в этот же день в Берлине грузовик въехал в толпу людей — погибли 12 человек, полсотни получили ранения, тогда же неизвестные устроили стрельбу у исламского центра в Цюрихе. Но это не все, что произошло в 2016 году, и в социальных сетях, в заголовках мировых СМИ уже не первый день задают вопрос: а не худший ли это год за всю историю?
Последний в 2016 году выпуск популярного американского телешоу завершился криками: "К черту 2016!" (в оригинале фраза звучала грубее) и видео со взрывающимися цифрами "2016". Одно из старейших в США издание The Atlantic тоже на днях выпустило материал под заголовком "К черту 2016!", а ранее на Amazon появилась одноименная книга, на обложке которой также написано "Вспоминая худший год в истории". В Twitter люди делают публикации в духе "я в начале года" и "я в конце года": среди популярных, например, фотографии с актером Леонардо ДиКаприо из Титаника и с ним же — но в роли героя "Выжившего", или фото воздушного шарика, сдувшегося к концу года.
me at the beginning of 2016 - me at the end of 2016 pic.twitter.com/ycSVAjRbTR
— e.koli (@vaylanuzay) December 13, 2016
Me at the beginning of 2016 vs me at the end of 2016. pic.twitter.com/13eGK7DSwe
— Name cannot be blank (@Burgerboxx) December 22, 2016
Вирус отставок
Для Америки, жители которой в этом году получили совсем не того президента, за которого проголосовало большинство, пережили трагедию в Орландо, во время которой погибли 49 человек, и потеряли двух легенд музыкальной сцены, лозунг "К черту 2016" стал вполне закономерным. Но остальному миру тоже есть что вспомнить о "худшем годе в истории".
В 2016 году на место покинувшей топ мировых опасений Эболы, страсти с которой потихоньку улеглись, пришел малопонятный и не менее пугающий вирус Зика. Из-за него ряд спортсменов даже отказались ехать на Олимпиаду в Рио, которую тоже сложно назвать приятным событиям 2016 года. Ситуацию в Бразилии к моменту проведения Игр уже полгода как называли взрывоопасной — речь зашла об импичменте президенту Дилме Русеф, а власти объявили чрезвычайное положение в сфере финансов. Российских легкоатлетов из-за подозрений в употреблении допинга вообще не допустили.
Что касается бразильского президента, ее все-таки отправили в отставку, уже после Олимпиады — в конце августа. Не самую частую процедуру в этом году запустили или пытались запустить в отношении глав сразу нескольких государств. Так, в октябре парламент Венесуэлы поддержал начало импичмента президенту Николасу Мадуро, а в ноябре импичмент пытались объявить Франсуа Олланду, а 9 декабря парламент Южной Кореи проголосовал за импичмент президенту Пак Кын Хе.
Год террора
Но эти события вполне можно назвать неприятными или даже нейтральными, это не худшее, что произошло за год. Слово "теракт" за год стало чуть ли не знаковым — более 30 происшествий, которые можно квалифицировать как террористические атаки, сотрясали мир с начала 2016 года. В январе в Нигерии жертвами боевиков группировки "Боко Харам" стали более 60 человек, почти столько же погибло на юге Дамаска в результате серии взрывов. Потом последовали теракты в Европе: Брюссель, Ницца, Сент-Этьен-дю-Рувре в Нормандии, Берлин.
Турцию помимо терактов ждала попытка государственного переворота и последовавшие за ней репрессивные меры со стороны действующего президента и напряженные отношения с рядом стран, включая Россию, шлейф размолвки с которой тянулся еще с ноября 2015 года, когда турецкие военные сбили у границы с Сирией российский самолет.
Все исключено
В России настроения под конец 2016 года тоже трудно назвать оптимистичными. В середине декабря фонд "Общественное мнение" опросил россиян и выяснил, что ожидания 40% опрошенных этот год не оправдал, об оправдавшихся надеждах рассказали только 18% респондентов. Разочарование событиями этого года объяснить несложно — год действительно был не слишком удачным. Взять хотя бы унылое выступление российской сборной на чемпионате Европы по футболу и закрытый путь в Рио для легкоатлетов. К заявлениям о новой нормальности и бесконечным нащупываниям дна кризиса присоединилось в этом году еще и откровение премьера "Денег нет. Держитесь там", которым градус оптимизма он уж точно не поднял. Правда, уже к декабрю Дмитрий Медведев свое решение изменил и заявил, что деньги все-таки есть, но, судя по всему, первое высказывание на этот счет произвело куда больший эффект. В сентябре страну ждали выборы, которые проигнорировало полстраны, даже больше, а в случае с Петербургом — явка вообще с трудом перевалила за 30%. Ну и, конечно, санкции, а также менее упоминаемое в информационном эфире федеральных каналов, но более заметное на полках магазинов продуктовое эмбарго.
Под конец года обошлось без возгласов в адрес 2016-го, но общие настроения все равно давали о себе знать, даже обычно изобилующая добротой новогодняя реклама в этом году выглядела немного иначе. Например, Московский кредитный банк показал видеоролик, в котором Дед Мороз похищает и таскает за собой на веревку женщину, которая весь год много работала. Заканчивается все хорошо, но вместо привычного трогательного и слащавого предновогоднего видео получился скорее ролик в духе довольно мрачных кинофильмов Ларса Фон Триера. А в середине декабря активисты расклеили свою предновогоднюю "рекламу". На появившихся в вагонах постерах можно было увидеть политиков и чиновников в костюмах Дедов Морозов и слоганы, напоминающие о настоящей рекламе. Так, на плакате с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной разместили надпись "Путешествуй: теперь только в мечтах!", рядом с Владимиром Путиным — "Тариф Патриотический: Молчим дома!", а министр здравоохранения появилась рядом со слоганом "Плати или умри".