Из ироничных постов, непроверенных слухов и заведомо ложных слухов фейковые новости внезапно превратились в то, чему доверяют. А методы борьбы с ними пока выглядят неубедительно или просто пугающе.
На днях фейковая новость чуть не стала причиной международного скандала с угрозами применить ядерное оружие. Так на новость, в которой приводились слова министра обороны Израиля, якобы обещающего уничтожить Пакистан ядерным ударом в случае, если страна отправит войска в Сирию, отреагировал пакистанский министр обороны. В своем Twitter чиновник написал о том, что, угрожая Исламабаду ядерным оружием, Израиль забывает, что Пакистан тоже является ядерной державой. Новость, на которую отреагировал министр обороны, была ложной, что также отметили власти Израиля. Издание, опубликовавшее материал (ошибочно или намеренно), назвало бывшего министра обороны Израиля действующим и перепутало еще несколько должностей упомянутых в статье лиц.
О вреде фейковых новостей говорили уже не раз. Например, сторонники Демократической партии США после победы Трампа утверждали, что ложные новости, публикуемые на Facebook, повлияли на результаты выборов. Но до недавнего времени вред фейковых новостей казался иллюзорным. Да, кто-то где-то публикует новости, основанные на конспирологических теориях или вообще похожие на откровенный бред, но кто же им поверит? Оказывается, многие.
Из Интернета в реальность
В начале декабря Эдгар Уэлч приехал в пиццерию Comet Ping Pong в Вашингтоне и открыл стрельбу. Никто в итоге не пострадал, а сам Уэлч вскоре сдался полиции, а заодно рассказал о целях своего визита. Мужчина хотел расследовать так называемый "пиццагейт" — серию публикаций о том, что окружение Хиллари Клинтон якобы имеет отношение к тайному обществу педофилов, которые собираются в пиццерии Comet Ping Pong. Подобные сообщения появлялись в Twitter и других социальных сетях, их не раз разбирали и опровергали, но любителям конспирологии такие новости все равно пришлись по вкусу и даже показались правдивыми. Чтобы разобраться в ситуации, Эдгар Уэлч добрался до Comet Ping Pong. Как говорил сам мужчина, изначально он не собирался стрелять, но потом почему-то повел себя не так, как планировал.
Ранее проблема с фейковыми новостями затронула и другие страны. В Бразилии во время скандала с коррупцией в нефтегазовой компании, в причастности к которому подозревали бывшего президента Луи да Силву и действующего (на тот момент) президента Дилму Русеф, фейковые новости пользовались даже большей популярностью, чем настоящие. В Италии один из пользователей Twitter вел целенаправленную кампанию против председателя совета министров Маттео Ренци.
Но не все фейковые новости создаются с какой-то особой целью, например, ради того чтобы скомпрометировать политиков или высокопоставленных чиновников. А к их распространению не обязательно должны прикладывать руку опытные пропагандисты. В ноябре житель американского Остина сначала узнал, что где-то в городе пройдут демонстрации против Трампа, а потом увидел несколько автобусов. Мужчина связал эти два факта и решил, что автобусы набиты демонстрантами, после чего поделился этой информацией в своем Twitter. Записью поделились 16 тыс. раз, более 350 тыс. пользователей также распространили сообщение в Facebook. На следующий день запись опубликовали на нескольких форумах, также "новость" привлекла внимание телеканалов. Правда, последние, связавшись с владельцам автобусной компании, быстро выяснили, что никакого отношения к протестующим автобусы не имеют. Несмотря на это, на следующий день о проплаченных протестующих написал в своем Twitter и Дональд Трамп. Автор же первоначального поста удалил его и вместо этого разместил на своей странице принтскринкрин того же сообщения с надписью "ложь", но былой популярности разоблачительное сообщение не набрало. Пост с пометкой "ложь", в котором автор признал, что ему следовало отнестись к происходящему объективнее, ретвитнули всего 28 раз.
Борьба без эффекта
То, что с фейковыми новостями необходимо бороться, признали уже, кажется, все. Правда, пока никто не понял, как именно. Facebook, который сначала обвинили в том, что он якобы поддерживал демократов, а потом в том, что публикуемые в соцсети фейковые новости повлияли на исход голосования и привели к победе республиканцев, все-таки решил бороться с фейковыми новостями, правда, тоже предложил не самый действенный способ. Компания прибегнет к услугам независимых фактчекеров, которые проверят достоверность новостей, и в случае, если те сочтут новость недостоверной, покажет соответствующее уведомление. C учетом того, что Эдгар Уэлч, пытавшийся выяснить, что же происходит в пиццериии Comet Ping Pong, был склонен считать публикации "пиццагейта" правдой в том числе и потому, что их опровергали официальные СМИ, стратегия Facebook может провалиться.
В Бразилии после распространения ложный новостей появились несколько сайтов, опровергающих фейки, но это тоже едва ли выход. Такие ресурсы есть почти в каждой стране, но едва ли они помогают рядовому читателю понять, где правда, а где ложь. В России ряд сайтов, позиционирующих себя как ресурсы, разоблачающие ложь в СМИ, выглядят более чем сомнительно. Например, один из таких сайтов сообщает, что с 1991 года "российские СМИ подконтрольны американцам и тиражируют оккупационную пропаганду по всей территории России. Они выведены из-под национального контроля, а их независимый статус закреплен в Конституции РФ."
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер тоже заявил, что с фейковыми новостями надо бороться, но каких-то решений тоже не предложил, только отметил, что в достоверности информации заинтересованы сами компании (очевидно, имея в виду СМИ). В Германии предложили создать отдельное ведомство, чтобы бороться с ложными новостями. По какому принципу будет работать ведомство и не превратится ли оно в инструмент цензуры, пока не ясно. В Китае к проблеме с фейковыми и просто нежелательными новостями решили подойти радикально — и обязали ряд СМИ размещать лишь новости, которые уже были опубликованы в государственных медиа. На данный момент это единственный способ истребить ложные новости, а вместе с ними и любые другие новости, кроме угодных правительству. Так что борьба с фейковыми новостями вполне может быть страшнее самих фейковых новостей.