Смерть долгое время оставалась для создателей высокотехнологичных продуктов неохваченной темой, но теперь стартапы и состоявшиеся компании, такие как Facebook, начали ее осваивать. Одни предлагают вечную жизнь в социальной сети, другие упрощают жизнь родственникам умершего.
Создатель "Яндекс.Погоды" Дмитрий Геранин объявил о запуске сервиса Umer, который должен помочь оформить все необходимые документы в случае смерти близкого человека, а также заказать все необходимое для похорон. Приложение задумано как некий агрегатор ритуальных услуг, который будет предлагать товары и сервисы от различных агентств. По словам создателя, Umer будет полезен тем, кому не очень комфортно общаться на такую деликатную тему, как смерть близкого человека, с посторонними.
Пока, учитывая реалии российского рынка, который остается одним из самых непрозрачных и не желает выходить из тени, идея создания подобного приложения больше напоминает шутку. А вот западные стартапы и даже состоявшиеся IT-компании уже несколько лет осваивают прежде казавшуюся табуированной тему смерти.
Жизнь в соцсетях после смерти
Facebook около года назад предложил пользователям выбрать того, кто в случае их смерти будет распоряжаться страницей в социальной сети. Такая функция, по сути, предполагала наследование страницы — новый владелец страницы получает доступ к фотографиям и другой информации пользователя, а также возможность отклонять и принимать заявки в друзья. Все эти возможности "наследник" страницы получает после подтверждения факта смерти прежнего владельца. Кроме того, Facebook запустил функцию оповещения о смерти того, кто числится в друзьях у того или иного пользователя. С ней, правда, уже возникали проблемы — в ноябре 2016 года соцсеть внезапно объявила о смерти своего создателя Марка Цукерберга и еще ряда пользователей. Последние к выходке Facebook отнеслись с юмором и даже начали публиковать скриншоты с комментариями о том, что, по мнению социальной сети, данную публикацию они делают, уже находясь в мире ином. Решить, что будет с их страницей после смерти, предложили своим пользователям и другие популярные сервисы, среди которых Twitter и Pinterest.
За несколько лет до того, как темой смерти заинтересовались IT-гиганты, ее начали осваивать небольшие стартапы, создавшие к настоящему времени ряд приложений на все случаи смерти. Одни из таких приложений предлагают пользователям вечную жизнь в соцсетях. Так, например, был задуман сервис LivesOn, появившийся в 2013 году и, судя по всему, в тот же год и прекративший свое существование. Слоган приложения гласил: When your heart stops beating, you'll keep tweeting. Welcome to your social after life ("Когда ваше сердце перестает биться, продолжайте делать посты в Twitter. Добро пожаловать в социальную жизнь после смерти"), сервис должен был самостоятельно делать публикации в Twitter от имени отправившегося в мир иной владельца аккаунта. Предполагалось, что приложение изучит интересы пользователя и, основываясь на полученной информации, будет делать после его смерти публикации в Twitter от имени покойного.
Более живучим, чем LivesOn, оказался бостонский стартап Cake, который также предлагает еще при жизни озаботиться вопросами, связанными с уходом в мир иной. С помощью сервиса пользователи могут составить и опубликовать список пожеланий на случай смерти. Например, человек может рассказать близким, как стоит поступить с его страницей в Facebok после смерти, рассказать о своих предпочтениях относительно похорон и даже прописать юридические формальности.
Заказать QR-памятник
Другой формат приложений, эксплуатирующий тему смерти, рассчитан не на пользователей, которые хотят решить, что с ними будет в случае гибели, а на родственников умерших. Среди таких Resting Here, предлагающий виртуальные памятники умершим близким. Последние представляют собой видеоролики в память об умершем, привязанные к QR-коду. Последний можно разместить на похоронных карточках, чтобы пришедшие на похороны могли считать код при помощи смартфона и в любой момент посмотреть посвященный усопшему ролик. Кроме того, Resting Here создали приложение для смартфонов, предлагающее просмотреть все то же памятное видео в момент, когда пользователь оказывается в радиусе нескольких метров от места захоронения близкого человека.
Еще одно направление деятельности сервисов, эксплуатирующих тему смерти, — сравнения тех или иных услуг. По такому принципу работает лос-анджелесский стартап Parting, предлагающий найти ближайшие к выбранному месту похоронные бюро и сравнить приблизительную стоимость предоставляемых ими услуг.