У петербургских операторов рекламы были все шансы получить в управление рекламные площади в метро. Но они отказались от борьбы за рынок объемом более 1 млрд рублей, а "Волгобалт Медиа" и вовсе подала иск против решения антимонопольщиков, принятого в пользу компании.
Компания "Волгобалт Медиа" подала в суд на решение антимонопольной службы по поводу торгов на право размещать рекламу в петербургском метро. Нелепость ситуации в том, что решение, которое оспаривает "Волгобалт", было принято в его же пользу.
Подрядчик требовал изменить условия торгов так, чтобы они стали более конкурентными. В результате управление ФАС по Петербургу потребовало от комитета по печати (торги проводило подведомственное ему предприятие) изменить требования к опыту участников. Изначально чиновники допускали на конкурс только компании, которые и раньше работали в метро, а здесь последние 10 лет царили одни и те же четыре фирмы, связанные друг с другом. Но по решению УФАС по Петербургу участвовать в торгах разрешили и компаниям с опытом размещения рекламы где-либо кроме метрополитена. Однако в результате "Волгобалт Медиа" не подала заявку на торги, за участие в которых боролась, а также оспаривает в суде решение УФАС.
"Иск "Волгобалта" повторяет содержание жалобы, которую компания подавала в УФАС. Шансы компании на победу я оцениваю как достаточно низкие. В любом случае, каким бы ни было решение суда, у него не будет практически никаких последствий: УФАС выдавало предписание, оно было исполнено, и торги уже проведены", — отмечает начальник отдела контроля торгов органов власти УФАС по Петербургу Егор Мушкетов.
Интересно, что иск в суд поступил в пятницу, а принят был буквально через 3 календарных дня, тогда как подобные иски зачастую ждут по месяцу. Заседание назначено на 14 февраля. Судя по иску, компанию не устроило то, что УФАС поддержало ее не по всем пунктам, и на этом основании она предлагает и вовсе отменить решение антимонопольщиков. Пункты, по которым компания не получила поддержки, — это заявление о том, что чиновники просят от участников слишком большую сумму в качестве задатка, около 165 млн рублей, а также заявление о том, что от участников требуют возмещать расходы на социальную рекламу.
Как отметил в беседе с "ДП" представитель компании, работающей на рынке размещения рекламы, подрядчики могли испугаться и вовсе остаться без рекламных площадей. "Впереди самые ответственные торги за наружную рекламу, где речь идет о гораздо больших суммах. Возможно, от претензий к рынку рекламы в метро отступили, демонстрируя свою лояльность, в расчете на то, что заказчик будет в будущем столь же лоялен во время масштабных торгов", — сказал собеседник. В итоге разговора он заключил: "Лучший способ убить конкуренцию — отбить у бизнесменов желание конкурировать".
Между тем у подрядчиков были все шансы на участие в конкурсах. Антимонопольщики также оспорили само право Городского центра размещения рекламы (ГЦРР), подведомственного комитету по печати, проводить торги на право торговли рекламой в метро. "В уставе ГЦРР определено 11 видов деятельности, которые он вправе осуществлять. Из проведенного петербургским УФАС анализа плана-прогноза финансово-хозяйственной деятельности ГЦРР на 2016-2018 годы становится понятно, что большинство видов деятельности, поименованных в уставе, предприятие не осуществляет. Значительный доход ГЦРР формируется за счет предоставления в пользование земельных участков, объектов благоустройства, зданий, сооружений для размещения наружной рекламы, то есть на основании договора поручения, заключенного в 1995 году с КУГИ без конкурса", — отмечается в решении по этому делу.
Напомним, как рассказал на прошлой неделе "ДП", Смольный втайне от ведущих рекламных агентств передал право торговать рекламой в поездах метро на срок до 2025 года фирме "Метроном". Вскоре "Метроном" оказалась единственной фирмой, подавшей заявку на аналогичный конкурс на рекламу на станциях, получив, таким образом, монопольное право еще на 10 лет.
"Метроном" — одна из четырех компаний, которым Смольный в 2006 году передал право торговать рекламой в петербургской подземке в течение 10 лет. Другие три участника этого рынка — "Коммет", "Афкап" и "Анфас". В последние годы они передали свои права рекламному агентству "Проспект". Гендиректор "Проспекта" Георгий Иванов владеет 38,5% компании. Еще 49% — у совладельца "Метронома" Дмитрия Столова. Именно его собеседники "ДП" в Смольном и участники рынка называют человеком, контролирующим подземную рекламу в Петербурге. Интересно, что бизнес-партнер Дмитрия Столова по "Проспекту" Георгий Иванов — бывший топ-менеджер ГУП "Петербургский метрополитен". В ГУП он как раз отвечал за размещение рекламы, пока это право не передали коммерческим компаниям.