18:0528 января 201718:05
48511просмотров
18:0528 января 2017
На Марсовом поле в центре Петербурга днем в субботу прошли сразу три митинга: два "за" и один "против" передачи Исаакиевского собора церкви. Однако участники митинга "за" оказались почти незаметными в толпе людей, не согласных с решением властей о передаче собора: их было несколько десятков против почти двух тысяч человек. Мало того, один из сторонников передачи собора заявил корреспонденту dp.ru, что ждет оплаты за свой "труд". Полиция проявила сдержанность, и на этот раз обошлась без задержаний, хотя митинги и не были согласованы с властями.
Последние десять дней в Facebook постоянно приходили уведомления, что тот или иной пользователь приглашает меня прийти 28 января на Марсово поле. Информационная кампания была проведена хорошо, и в итоге на митинг вышло более двух тысяч человек.
Организация митинга против передачи Исаакиевского собора Русской православной Церкви (РПЦ) заняла почти две недели. Власти отказывались согласовывать мероприятие на Марсовом поле. Организаторы - депутаты справороссов Алексей Ковалев, яблочник Борис Вишневский, Оксана Дмитриева и Максим Резник от "Партии Роста" вместе с лидером петербургского отделения "Парнаса" Андреем Пивоваровым - решили провести акцию без согласования. Сначала они хотели сделать все в формате гайд-парка, но отказались от этой идеи из-за ограничения по численности, решив устроить встречи с депутатами ЗакСа.
Уже за полчаса до начала акции, на Марсовом поле собралось несколько сотен человек. Они кучковались с одной стороны мемориала жертвам революции. С другой стороны Национально-освободительное движение (НОД) организовало митинг за передачу собора церкви. С численностью участников у НОДа были явные проблемы. Зато они с удовольствием использовали плакаты, кубы и растяжки с изображениями Владимира Путина.
На фото: Митинги "за" и "против" передачи Исаакиевского собора церкви. Марсово поле. 28 января 2017 года.
Пока я осматривал очередной баннер НОДа, ко мне подошёл парень с вопросом о том, как выглядит организатор Вадим. Когда я поинтересовался, зачем он ему, то парень рассказал, что намерен уточнить сроки оплаты. "Обещали 1000 рублей за массовку", - прямо сказал он. Стоявший рядом НОДовец сообщил парню, что тут денег на раздают.
В противоположном углу Марсова поля развернулся третий митинг. Из-за красных полотнищ издалека казалось, что его проводит некая коммунистическая организация. Однако на деле это оказалось молодежное православное движение "Сорок сороков". "Это наша первая акция в Петербурге. Мы всего две недели назад открыли тут своё отделение", - заявил координатор, который так и не представился. На вопрос, почему православная молодёжь использует красный флаг, в шутку сказал, что лидеры просто болеют за "Спартак". Участники этого действия стояли с плакатами "Спасибо, Георгий Сергеевич" и "С возвращением, Исаакий!".
На встречу против передачи Исаакия собиралось все больше людей. "Наших-то гораздо больше, чем попов", - порадовались мужчина с женщиной, стоящие рядом. Людей, действительно, много. Когда депутаты начали выступать, их сразу окружила огромная толпа. Аудиоаппаратуру использовать парламентариям было нельзя, поэтому они говорили в мегафон, но это не помогало. Слышно их было только в радиусе 10 метров, а участники уже растянулись метров на 200.
"Ничего не слышно! Говорите громче! Почему так тихо?!", - выкрикивали в толпе. Соседи сообщили возмущавшимся, что по закону нельзя пользоваться звукоусилением, поэтому "депутаты рвут глотки". "Молодцы, мы не знали", - одобрили кричавшие и уважительно покачали головами.
В толпе ходили ребята с планшетами, собирая подписи в защиту собора. Еще до конца митинга подписей, по их словам, было больше тысячи. К моменту окончания сборщики показали мне большие пачки листов с подписями, исписанные с двух сторон. На акции также раздавали приглашения на митинг памяти Бориса Немцова, который пройдёт 26 февраля.
В это время депутаты, надрываясь, кричали с импровизированной сцены, что планируют бороться до победного конца, что проведут референдум и устроят новый, уже согласованный с властями, митинг в защиту собора.
"А почему же Мединский (ред. - министр культуры России Владимир Мединский) молчит?!", - возмущались люди. "Ну это не совсем его вотчина, на него тут всех собак не повесишь, хотя и хочется", - объяснял Алексей Ковалев.
"Чего мы добились? Ничего", - рассуждали рядом три подруги. "Но ходить все равно надо. Это мое мнение, я считаю, что права", - заявила одна из них. "А ведь еще куча экскурсоводов потеряют работу. И всем наплевать. В нашей стране нельзя жить", - вторила ей другая.
В какой-то момент в толпе появились белые шарики, на которых была изображена злая рожица и надпись "Не РПЦ". Также над толпой возвышался огромный желтый шар с той же надписью. "Что это за шар? Что он означает?", - спросил я у ребят держащих его. "Ну мы сами толком не поняли. Нам его выдали и это вроде против РПЦ", - ответили они. На вопрос, где и кто выдал, сказали, что "в одном секретном месте". Позже оппозиционер Андрей Пивоваров заявил, что организаторы акции шарики не приносили, раздавали их провокаторы.
Правда, полиция на провокацию не повелась и вела себя очень корректно. Один раз депутат Оксана Дмитриева заступилась за парня с плакатом, к которому возникли претензии у полицейских. В итоге его не стали задерживать, а лишь попросили отойти от митинга на 50 метров.
Акции продлились около двух часов, после чего часть активистов отправилась в Исаакиевский собор. Под звуки службы, проходившей в это время в соборе, около двух десятков оппозиционеров провели экскурсию по музею и устроили небольшой пикет. Все это прошло под строгим надзором полиции, но никаких санкций к протестующим не применили. "Никаких нарушений нет, задерживать не за что. Все будет хорошо", - прокомментировал происходящее один из полицейских.
На фото: Митинг против передачи Исаакиевского собора церкви