Суд отказал ООО "Фаэтон-аэро", банкротящейся фирме петербургского экс-миллиардера Сергея Снопка, в иске к Юникредитбанку и нефтяной компании "Нафта-лизинг" об оспаривании сделки по продаже с торгов АЗС на Октябрьской набережной.
На прошлой неделе, 26 января 2017 года, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал ООО "Фаэтон-аэро" в иске об оспаривании закрытой прошлым летом сделки по продаже заложенной Юникредитбанку АЗС на Октябрьской набережной, 56. Текст судебного решения по этому делу показал, что банку удалось нейтрализовать одну из ключевых хитростей своего должника, благодаря которой "Фаэтону" удавалось срывать торги своим имуществом на протяжении более чем 5 лет.
Суть этой хитрости в том, что заложенные банку имущественные комплексы были искусственно разделены на более мелкие детали, которые как бы не находились в залоге и, более того, принадлежали лицам, никак формально с заемщиком и залогодателем не связанным. То есть по кредиту банк получал в залог земельный участок и "АЗС на 500 заправок в сутки". А инженерные сети, цистерны с топливом, шланги, кабели, пульт управления, пожарная система и прочие обязательные составляющие любой современной заправки рассматривались как предметы, никак с ней не связанные. Более того, они успешно закладывались другим банкам по другим кредитам.
В результате, когда банкиры выставляли имущество на торги (что само по себе им удавалось далеко не сразу из-за других многочисленных и весьма действенных банкротных схем, применявшихся их должником), покупатели не приходили, так как не хотели платить нормальные деньги за клубок проблем.
Так и Юникредитбанк: когда он впервые еще в 2011 году попытался выставить заложенные ему по кредиту 133 млн рублей две заправки (на Октябрьской набережной и на Красносельском шоссе), выяснилось, что участки и неопределенный термин "АЗС" продаются отдельно, а входящее в них оборудование - отдельно, и, более того, оно заложено Россельхозбанку под кредит 31 млн рублей.
В результате первые торги не состоялись, а на вторых победитель отказался подписывать договор купли-продажи. В конце концов, чтобы не отдавать актив за бесценок, Юникредитбанк решил оставить имущество за собой.
Это тоже было не таким уж легким делом, так как заправки находились в долгосрочной аренде у ООО "Фаэтон топливная сеть номер 1" - структуры, управляющей всеми активами банкротящегося холдинга в интересах его бенефициара Сергея Снопка. Лишь 2 года спустя банку удалось выселить компанию из заправок и наконец-то забрать их себе.
Но это вызвало возражения уже у Россельхозбанка, который в 2015 году подал иск об оспаривании присвоения конкурентом имущества в его залоге. Суд в этом иске отказал, решив, что второй залог был неправомерным.
После этого в 2016 году Юникредитбанк успешно нашел покупателя на две АЗС: им стала нефтяная компания "Нафта-лизинг" из Марий-Эл, купившая их в сентябре 2016 года. Узнав об этой сделке, "Фаэтон-аэро" подало уже свой иск - об оспаривании ее на том основании, что в составе АЗС были незаконно проданы чужие вещи.
Однако банкиры и их покупатели возразили на это, что "АЗС представляет собой единый комплекс, состоящий из отдельных объектов, основных средств: здания, сооружения, оборудование и прочее имущество, объединенные единым функциональным предназначением. АЗС является единой вещью, образующей единый технологический, замкнутый производственный цикл единого имущественного комплекса".
Между тем Гражданский кодекс РФ прямо говорит, что недвижимое имущество, которое невозможно разделить без изменения его функционала, является неделимой вещью. А все "чужие" предметы являются неотъемлемыми элементами АЗС.
На этом основании суд отказал в иске. В банке не прокомментировали свою победу. Сергей Снопок не отвечал на звонки.