Российские работодатели недооценивают потенциал гендерных праздников в контексте корпоративной культуры компаний. Между тем 23 Февраля и 8 Марта могут стать хорошим поводом для работы с персоналом в рамках тимбилдинга, проектной работы, обучения и развлечения. Эксперты уверены: для эффективной работы сотрудникам нужно больше корпоративов.
Опрос "ДП" показал, что в Петербурге почти нет компаний, где прошедший праздник 23 Февраля и грядущий 8 Марта не празднуются совсем. Чаще всего формат торжеств никак не регламентируется работодателем и напоминает эффективное корпоративное мероприятие лишь отчасти. Потребность в совместном веселье возникает у самих работников, и работодатель лишь старается ее поддержать, потратив как можно меньше ресурсов. Таким образом, празднование превращается в междусобойчик сотрудников, где все — от сценария до воплощения — ложится на плечи самих сотрудников.
"Отношение россиян к 23 Февраля и 8 Марта вполне себе традиционное: сначала нужно поздравить мужчин как потенциальных защитников страны, а через 2 недели подчеркнуть свое особое отношение к прекрасному полу. К мотивации персонала это не имеет никакого отношения, поэтому я считаю, что указанные даты не станут корпоративными праздниками", — говорит Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом МФК "Честное слово". Работодатели, которые настроены так же, обычно проявляют свою лояльность к персоналу лишь тем, что отпускают подчиненных на час раньше. "Не многие компании доросли до восприятия праздника для сотрудников как бизнес–инструмента", — сокрушается Сергей Воронков, генеральный директор "ЭкспоФорум–Интернэшнл".
Многие компании понимают, что у праздника есть корпоративный потенциал, но не используют его, объясняет Сергей Пархоменко, управляющий партнер агентства "Идеи&Решения". "Часто это просто застолье и, значит, недоработка HR–специалиста, который либо слишком перегружен, либо недостаточно профессионален, чтобы увидеть возможность использовать такие даты", — говорит специалист.
Что–то в них есть
Между тем опрошенные работодатели действительно верят, что гендерные праздники в умелых руках могут приносить пользу. "Думаю, у 23 Февраля и 8 Марта есть потенциал стать полноценными корпоративными праздниками наряду с новогодними. Их проведение — хорошее подспорье для сплочения коллектива и поднятия командного духа. Мероприятия, приуроченные к этим датам, могут в ближайшем будущем стать традицией наряду с новогодним корпоративом", — говорит Ирина Меньщикова, руководитель отдела персонала инжиниринговой компании "Лиман–трейд". Она объясняет, что такие корпоративы могут быть своеобразными индикаторами успешности компании для ее сотрудников. Если работодатель проводит не один корпоратив в году, в глазах работников это означает, что предприятие не испытывает трудностей и финансово устойчиво. "На наш взгляд, потенциал у данных праздников есть. Для нашей компании 23 Февраля и 8 Марта — это дополнительная возможность сплотить команду, повысить мотивацию и лояльность сотрудников и получить заряд хорошего настроения", — говорят в компании "Обувь России".
При праздновании гендерных праздников, напоминают психологи, не возникает вопроса, почему они принимают игровые формы. Между тем это активно применяемый и очень эффективный способ обеспечить не только эмоции, но и провести тимбилдинг. "Развешивать по офису плакаты с описанием ценности компании — одно, воспитывать их в сотрудниках — другое. Естественно, корпоратив не единственный для этого инструмент, однако один из самых эффективных: в игровой форме легко объяснить то, что не заложишь в головы директивно", — соглашается Сергей Воронков.
"У нас минимум 10 лет проводится такое мероприятие, основными HR–задачами которого являются сброс напряжения (как правило, период с Нового года до 23 Февраля очень насыщен работой, люди очень уставшие), выявление скрытых проблемных зон, помощь в адаптации новых сотрудников, развитие креативности, разрешение конфликтных ситуаций (в ту или иную сторону — может и последующим увольнением закончиться)", — рассказывает Сергей Пархоменко.
"Любой праздник улучшает настроение сотрудников и поднимает их командный дух, — уверен совладелец Lush Russia Дмитрий Азаров. — Это возможность отвлечься от будничных дел и посмотреть на коллег по–новому. Как следствие, повышается психологический комфорт в компании, а значит, мотивация сотрудников".
Февральский и мартовский праздники далеко не последние даты, потенциал которых недооценивают работодатели. Как минимум, говорят психологи, для баланса коллективу и компании в противовес новогоднему гулянью нужен корпоратив летний — спустя полгода мотивация сотрудников уже угасла, да и планы работодателя, обозначенные в декабре, требуют корректировки.
Как праздновать
Бизнес–тренеры уверены, что гендерные праздники открывают хорошие возможности для HR–специалиста, и советуют использовать 23 Февраля и 8 Марта как инструмент эффективного менеджмента именно в связке. Схема может быть, например, такой: с помощью тимбилдинга вскрыть неизвестные проблемные зоны коллектива 23–го, а разрешить конфликт уже 8–го. Те компании, которые понимают потенциал 23 Февраля и 8 Марта, стремясь оптимизировать бюджет, обычно заказывают один, объединяющий эти даты корпоратив, рассказывает Николай Новоселов, глава компании ArtNauka, которая 5 лет проводит для клиентов гендерные корпоративы. Мероприятиям совершенно не обязательно быть большими и громкими, как на Новый год, говорит Дмитрий Азаров, однако уделить внимание коллегам нужно обязательно. "Хорошо организованный корпоратив, у которого поставлены четкие цели и задачи (и это не "выпить вместе"), требует профессиональной команды организаторов, — уверен Сергей Воронков. — Мы считаем корпоративные мероприятия инвестициями в сотрудников и компанию в целом, а не расходами HR–департамента". Кроме того, когда праздник внутри компании делают сами сотрудники, напоминают бизнес–тренеры, это происходит в рабочее время и в ущерб самой компании: профессиональные дела в этот период остаются на втором плане. Получается, не стремясь возглавить праздник, работодатель экономит сам на себе.