Освобождение Ильдара Дадина и Евгении Чудновец призваны, видимо, изобразить очередную "оттепель", но этот трюк у власти с каждым разом получается все менее убедительным.
Курганский облсуд отменил приговор по делу Евгении Чудновец - воспитательница детского сада получила 5 месяцев лишения свободы за репост ролика длиной несколько секунд, запечатлевшего издевательства над маленьким мальчиком. Дело приобрело значительный резонанс, потому что репост, как почти всегда бывает в таких случаях, делался в целях привлечения внимания общественности к проблеме - и усаживание за решетку молодой женщины, которая никаким образом не имела отношения ни к политике, ни к издевательствам над детьми, а хотела просто возмутиться, было, конечно, воспринято большинством как частный случай государственного людоедства.
За Евгению Чудновец подавали петиции, стояли в пикетах, в конце концов недоумение разделил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, и вот приговор отменен. Правда, выносили его в ноябре прошлого года, то есть большую часть срока Евгения Чудновец все равно отсидела - но по крайней мере теперь будет считаться несудимой и получит шанс отсудить у государства компенсацию.
Неделей раньше отменили приговор по громкому делу Ильдара Дадина, посаженного в колонию за многократное участие в акциях протеста и ставшего, таким образом, чистой воды политзаключенным. Освобождению Ильдара Дадина предшествовала громкая кампания с совершенно несвойственным поведением ФСИН, и по этой несвойственности было видно, что происходит что-то необычное.
По законам жанра в такие моменты должно начинать вспоминаться слово "оттепель". Всегда, когда государство, наломавшее дров, немного приходит в себя и откручивает на виду у всех пару гаек, интеллигенция говорит, что наступает "оттепель". Примечательно, что кассацию по делу Евгении Чудновец подавал замгенпрокурора Леонид Коржинек - а это тот самый Коржинек, который раньше работал прокурором Краснодарского края и известен был главным образом тем, что когда-то распорядился прекратить уголовное преследование Сергея Цапка, лидера банды "кущевских", что ему не переставал припоминать Алексей Навальный. Теперь Леонид Коржинек как бы предстал в образе гуманистического символа и понес в массы образ "оттепели".
Но слово "оттепель" вслух произносят редко - один раз интеллигенция уже обожглась, когда в 2008 году активно пропагандировала наступление "медведевской оттепели". Задним числом принято считать, что "медведевская оттепель" была всего лишь уловкой, но тогда многие всерьез считали, что подул ветер перемен; потому что Дмитрий Медведев начал говорить о том, что "свобода лучше, чем несвобода", высказывался в поддержку независимых судей и СМИ, объявил модернизацию и даже немного упростил процесс создания политических партий. После периода разгона всего, чего можно, от маршей несогласных до Британского совета, это тоже смотрелось как нечто необычное.
Признаки новой "оттепели" при желании можно найти повсюду - хоть в замене Владимира Чурова на Эллу Памфилову, хоть в делегировании на губернаторство так называемых молодых технократов, хоть в притормаживании процесса передачи Исаакиевского собора, только желания почему-то не обнаруживается. Обывателю всячески подмигивают - например, в Третьяковской галерее организовали выставку "Оттепель" (599 экспонатов из 23 музейных собраний и 11 частных коллекций, согласно релизу), а тот же Дмитрий Песков намекает, что Евгению Чудновец выпустил Владимир Путин, - но игра в доброго и злого следователя становится все менее убедительной, наблюдатели стали внимательнее, ищут объяснения где угодно, только не там, где подсказывают. Сейчас, почти через 10 лет, верить в доброго царя уже стало как-то неловко, тем более что власть исчерпала выразительные средства и для изображения "оттепели" уже вынуждена устраивать шумиху вокруг репоста воспитательницы.
Президенту, как уже разъяснил глава ВЦИОМ Валерий Федоров, нужна легитимность в глазах Запада - видимо, для этого все и делается, чтобы Путин выглядел лучше Трампа, то есть это не "оттепель", а нанесение грима, и это, скорее всего, временное явление. В самом деле, если "медведевская оттепель" - это по крайней мере звучит, то произнести "путинская оттепель" не выходит даже в шутку.
В циничном восприятии действительности, где все объясняется исключительно предвыборными манипуляциями, тоже ничего хорошего нет. Это означает готовность принять любой сценарий, уготованный властью, - на объяснении, что все дело в выборах, все успокаиваются и не оспаривают само право власти писать любые сценарии, какие ей захочется.
У скептиков остался очень небольшой выбор: то ли радоваться тому, что выпустили хотя бы двух невиновных людей, то ли возмущаться тем, что всего двух, но варианта, что речь может идти о какой-то возможности повлиять на будущее, нет.