Сын главы "Метростроя" миллиардер Николай Александров стал владельцем 70% банка "Невастройинвест"

Автор фото: Сергей Коньков
Николай Александров, совладелец банка «Невастройинвест» и компании «Метрострой».

Сын главы "Метростроя" миллиардер Николай Александров стал владельцем 70% банка "Невастройинвест", основными клиентами которого выступают строители подземки.

Один из крупнейших совладельцев петербургского "Метростроя" Николай Александров, сын и заместитель главы этой компании Вадима Александрова, увеличил свою долю в банке "Невастройинвест" (НСИ) с 24,69 до 70%.
НСИ занимает 35–е место среди кредитно–финансовых организаций Петербурга по объему активов, которые оцениваются в 1,2 млрд рублей.
В 2016 году банк, обслуживающий "Метрострой" и его партнеров по госконтрактам, приобрел скандальную известность, после того как туда нагрянули с обыском правоохранители, расследовавшие дело о коммерческом подкупе одного из топ–менеджеров банка. В частности, проверялась версия о выводе через банк за границу денег, полученных "Метростроем" по госконтрактам.
Николаю Александрову принадлежит 24% "Метростроя", еще 13% — у его отца Вадима Александрова, 25% — у ГУП "Петербургский метрополитен", и 21% — у КИО.
В числе учредителей банка НСИ Александров–младший появился в конце 2011 года. Тогда активы банка составляли 325 млн рублей. Чтобы увеличить свою долю, Александров выкупил паи у Клименти Касарадзе (экс–совладелец "Метростроя", где он имел 5,42% акций) и у Газимагомеда Газимагомедова (ему принадлежит ООО "Рубин 30" — бывшие "Центральные булочные", преобразованные в "Мини–маркеты 811" — структура "Гастронома 811").
В итоге у Газимагомедова осталось 29,76% долей НСИ. В числе других совладельцев — представители дагестанской диаспоры, которым принадлежат строительные, рыбоводческие и мясоторговые компании в Дагестане. У НСИ два офиса — в Петербурге и Махачкале. "Банк обслуживает в основном корпоративных клиентов, преимущественно это компании–партнеры "Метростроя", — говорит источник, близкий к метростроителю.

Куда уходят деньги

В 2016 году в банк несколько раз наведывались с обысками правоохранители. По одной из версий, обыски проходили в рамках уголовного дела о коммерческом подкупе, возбужденного в отношении первого заместителя председателя банка Андрея Горбатовского: якобы он требовал процент с одной из фирм за успешное проведение операций по счету. Другие источники подозревали, что обыски связаны с исчезновением денег, выделенных на строительство ЛАЭС–2. Обсуждалась также версия, что следственные органы изучают схемы вывоза грунтов со строящихся станций метрополитена. Обыски проходили не только в банке, но и в самом "Метрострое".
Вадим Александров позже объяснил проверку действием субподрядчиков: "Компании не выполнили работы до конца года, но администрация закрыла контракты".
Выяснить, чем закончилось расследование, не удалось. Вчера мобильный телефон Николая Александрова не отвечал, "Метрострой" комментарии не предоставил.

Сэкономить на своих

Сотрудничество НСИ и "Метростроя" обоюдовыгодно. "У "Метростроя" много связанных с ним юрлиц, есть свободные ресурсы. С помощью собственного банка они сокращают издержки", — поясняет собеседник "ДП".
Наличие своего банка — распространенная практика для компаний, участвующих в госконтрактах. Так, например, король госзаказа Аркадий Ротенберг, чей "Стройгазмонтаж" возводит Керченский мост в Крыму и строит газопровод "Сила Сибири", вместе с братом Борисом владеет СМП–Банком, клиентами которого в числе прочих являются принадлежащие братьям компании.
Через собственные банки можно получать недорогие банковские гарантии, необходимые для участия в конкурсах, и таким образом экономить расходы, поясняют эксперты.

ОАО "Метрострой" сегодня прокомментировал вопросы "Делового Петербурга".