По итогам 2016 года убыточность ОСАГО в Петербурге уменьшилась до приемлемого уровня, по данным РСА. Но в целом по стране ситуация продолжает ухудшаться.
В Петербурге по итогам 2016 года улучшилась ситуация на рынке ОСАГО. В рейтинге регионов по убыточности автогражданки Российского союза автостраховщиков (РСА) он переместился из "желтой" зоны в безопасную "зеленую" зону. Рейтинг составляется каждый квартал на основе показателей частоты страховых случаев, средней выплаты, отношения судебных выплат к несудебным, накладных расходов в суде к сумме основного требования и других параметров.
По итогам двух кварталов 2016 года ситуация на рынке ОСАГО в Петербурге, по данным рейтинга, была приемлемой, но по результатам трех кварталов 2016 года доля судебных выплат застрахованным по ОСАГО в общем объеме выросла с 9,5 до 11,2% из–за активности автоюристов, что переместило Петербург в рейтинге в "желтую" зону. По итогам всего 2016 года их доля снизилась до 8,8%.
Себе в убыток
В среднем уровень комбинированного коэффициента убыточности (ККУ) по ОСАГО в петербургских компаниях составляет примерно 105%, что означает, что прибыльность по этому продукту близка к нулю. Об этом "ДП" рассказали сразу несколько участников рынка. ККУ рассчитывается исходя из убыточности страховых операций и уровня расходов на ведение дел по отношению к страховой премии.
"На рынке Петербурга очень активны мошенники, чья работа отражается на прибыльности этого вида страхования, — говорит руководитель управления андеррайтинга обязательных видов "АльфаСтрахования" Денис Макаров. — Сейчас уровень ККУ в нашей компании по ОСАГО в Петербурге как никогда близок к критическому".
В январе 2017 года, по подсчетам РСА, выплаты по ОСАГО по стране впервые превысили сборы. Страховые компании продали полисов на 14,05 млрд рублей, а выплатили клиентам 14,3 млрд рублей. В то же время, по данным РСА, в январе 2017 года было заключено на 8% больше договоров по автогражданке, чем годом ранее. Президент РСА Игорь Юргенс после появления этих данных заявил, что средний комбинированный коэффициент убыточности на рынке по этому виду страхования давно уже превышает 100%.
ОСАГО не разгоняется
Помимо мошенников и посредников на рынок ОСАГО влияет затянувшаяся реформа. В декабре 2016 года Госдума приняла в первом чтении первый блок поправок в закон об ОСАГО о натуральном возмещении ущерба автовладельцам. Новые правила должны были заработать с 1 марта 2017 года. Но обилие поправок в законопроект и споры депутатов и страховщиков затянули реформу.
Из–за неопределенности страховщики в Петербурге не стремятся увеличивать портфель ОСАГО. "Компании работают с входящим потоком, не пытаясь особо наращивать портфель, — делится один из крупных участников рынка. — Более того, есть тенденция к снижению комиссии агентам. Причина в том, что совершенно непонятно, какие правоприменительные и законодательные новации ждут рынок, что станет с поправками ко второму чтению".
При этом натуральное возмещение не поможет вытянуть рынок из затянувшегося кризиса, считают страховщики. "Эта мера направлена на борьбу с токсичным автоюризмом, но не с мошенниками, которые могут придумать новые схемы", — отмечает Денис Макаров.