Из–за стремительно растущего экспорта продукции лесопереработки правительство России готовится ввести запрет на вывоз ценного сырья — березового фанерного кряжа, который используется для производства фанеры.
Благодаря низкому курсу рубля российские лесопромышленники стремительно наращивают экспорт. За 2016 год экспортные продажи производителей отрасли в Северо–Западном регионе выросли на 10% по сравнению с 2015 годом. Причем главные драйверы роста — не сырье, а продукты промышленной переработки. Общероссийские результаты экспорта продукции лесопереработки выглядят более скромно, чем показатели Северо–Запада, — в 2016 году рост составил лишь 0,32%.
Мебель лидирует
Производители переориентировались с рынков СНГ, где отмечено снижение экспорта на 3,9%, на страны дальнего зарубежья — промышленники увеличили поставки в этом направлении на 11,8%. Наиболее значительный рост в российском экспорте приходится на пиломатериалы (20,8%) и фанеру (12,5%). В Северо–Западном регионе наибольший рост показал экспорт мебели — почти 30% к уровню 2015 года.
В 2017 году рост зарубежных продаж в лесопромышленном комплексе (ЛПК) ускорился. Так, пиломатериалов в январе 2017 года было экспортировано на 29,5% больше, чем годом ранее, клееной фанеры — на 12,2%, древесной целлюлозы — на 12,3%, газетной бумаги — на 37,1%.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно–бумажных изделий в общем объеме экспортных продаж в январе–декабре 2016 года составила 3,3% против 2,7% в 2015 году. Примечательно, что в целом российский экспорт третий год сокращается. ФТС констатирует: внешнеторговый оборот РФ в 2016 году упал до самого низкого показателя с 2009 года — $471,2 млрд, на 11,2% по сравнению с 2015–м. Причем рухнул он именно за счет экспорта, который снизился на 17% (до $287,6 млрд).
Инвесторы идут в лес
Государство объявило ЛПК одной из приоритетных отраслей. Стратегия Минпромторга предусматривает, что к 2030 году доля ЛПК в ВВП России вырастет на 50% (по итогам 2015 года она составляла 1,22%). Достигнуть этого предполагается за счет развития высокотехнологичных лесоперерабатывающих предприятий. Государство стимулирует инвесторов вкладываться в создание новых и модернизацию действующих производств, субсидируя и кредитуя такие проекты.
В 2015–2016 годах в Северо–Западном регионе было заявлено и реализовано около десятка инвестпроектов в ЛПК. Так, ЗАО "Первая мебельная фабрика" (ПМФ) открыло новый завод совместно с германским производителем кухонь концерном Alno, стоимость проекта — 50 млн евро.
В 2015 году стартовал проект модернизации Сегежского ЦБК (Segezha Group, входит в АФК "Система") стоимостью 80 млн евро. В 2017 году завершится ее второй этап, в целом проект рассчитан до 2018 года.
Компания "Эковуд Северо–Запад" построит в Новгородской области комплекс по производству пиломатериалов и древесных топливных гранул, инвестиции — 1,4 млрд рублей.
А правительство Вологодской области и Ассоциация деревянного домостроения региона создадут промышленный кластер деревянного домостроения и деревообработки.
Эти проекты в значительной степени рассчитаны именно на экспортные поставки. Так, ПМФ уже заявила о планах после выхода предприятия на проектную мощность (1,2 тыс. шкафов в день), который намечен на 2017 год, поставлять на продажу за границу продукции на 1 млрд рублей в год.
Сокольский ДОК (входит в Segezha Group) из Вологодской области, прошедший модернизацию, начал поставки домов из клееного бруса в Латвию.
Экспорт не для всех
В результате ослабления рубля в последние годы многие промышленники объявили курс на рост экспорта. Однако реализовать задуманное пока удалось единицам. Главная проблема — неконкурентоспособность российской продукции за рубежом, особенно в развитых странах.
В этом смысле у лесопромышленников есть преимущества, считает Олег Нумеров, гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. По его словам, в Европе 40–60% сырья, из которого выпускают древесные плиты, — это вторичные ресурсы: старые полы, мебель, окна.
"В этом нет ничего плохого. Но физико–механические свойства мебели из такой плиты уступают той, что сделана из настоящей древесины. В китайской мебели велико содержание формальдегида. В России же действуют жесткие нормы по уровню эмиссии формальдегида в плитах", — поясняет Олег Нумеров. Отечественная мебель экологичнее и качественнее, уверен он. Российские лесопромышленники, предлагая дешевую продукцию, теснят европейских производителей бумаги и картона на их родном рынке. По данным Европейской конфедерации бумажной промышленности, страны ЕС в 2016 году закупили за рубежом на 6% больше этих товаров, чем в 2015–м.
Сырья не хватает
Экспорт растет по всем направлениям, но, поскольку приоритетным для РФ направлением является поставка за рубеж продукции глубокой переработки, власти озаботились тем, чтобы не оставить многочисленных переработчиков без сырья.
По словам главы ассоциации лесопромышленников Ленобласти Юрия Орлова, правительство РФ намерено запретить вывоз сырья — круглого леса, а точнее фанерного кряжа. Правительство в январе внесло в перечень существенно важных для внутреннего рынка товаров бревна березы диаметром от 15 см и длиной от 1 м. В отношении товаров из этого перечня может быть установлен временный запрет на вывоз, поясняет Орлов. Напомним, что так уже происходило с другими товарами. Например, с кожевенными полуфабрикатами, когда из–за увеличившегося экспорта возник дефицит этого сырья.
От ограничения экспорта березового кряжа выиграет ведущий российский экспортер фанеры — группа компаний "Свеза", которая объединяет шесть фанерных комбинатов (ФК): Усть–Ижорский ФК (Петербург), Мантуровский ФК, Пермский ФК, комбинаты "Фанплит" (Кострома), "Новатор" (Великий Устюг), "Фанком" (Екатеринбург). Доля группы в общем объеме российского экспорта фанеры — 40%.
Береза в России и странах СНГ очень ценится: из нее производят мебель, шпон, а главное — фанеру, которую охотно покупают не только европейские компании. Например, только Египет за прошлый год нарастил экспорт российской фанеры в 8 раз и вышел на второе место после США в списке покупателей российской фанеры.