Крупная транспортная компания "Сияние" подала иск к торговой сети "Лента" почти на 100 млн рублей за выполненные, но неоплаченные перевозки. "Сияние" намерено вернуть деньги через суд, а другие транспортные партнеры "Ленты" вспоминают о предельной жесткости ее работы и уходят, не проработав и года, из-за "кабальных" условий.
"Сияние" входит в холдинг крупного тверского предпринимателя Владимира Воробьева. Оборот двух компаний его транспортного бизнеса в 2015 году составил около 2 млрд рублей, но сейчас ООО "Логистическая служба "Сияние" затягивает выплаты 170 своими субподрядчиками, перевозившими товары для "Ленты". Компания оказалась в сложном финансовом положении и несет репутационные потери: на профильных форумах водители весьма жестко обсуждают вопросы задержки выплат. Иск ООО "ЛС "Сияние" к ООО "Лента" подан 16 февраля в петербургский арбитраж, слушания назначены на 25 апреля.
В пресс-службе "Ленты" в ответ на письмо "ДП" с просьбой прояснить ситуацию были кратки: "Компании "Лента" и ООО "Логистическая служба "Сияние" в настоящий момент не достигли понимания в сложившейся ситуации. Разрешение данного спора передано в судебные органы. Компания "Лента" со своей стороны внимательно изучает все детали данного вопроса".
Разумеется, жесткие условия контрактов "Ленты" — не уникальный на рынке случай, все грузовладельцы так или иначе стараются писать правила игры с пользой для себя и минимизировать риски. Но конкретно о "Ленте" опрошенные "ДП" перевозчики говорят как об исключительном примере. "Мы работаем со многими другими крупными компаниями — и с "Метро", и с "О'Кей". Везде правила жесткие, но по любому поводу там не штрафуют, стараясь сохранить нормальное партнерство. У них условия на порядок мягче, чем у "Ленты", — рассказывают перевозчики в Москве.
С претензией
С "Лентой" "Сияние" работало уже 4 года, однако объемы были небольшими: несколько миллионов рублей в месяц. В 2016 году наконец удалось получить более крупные заказы, и с мая ежемесячная выручка выросла на порядок до нескольких десятков миллионов рублей. Но в ноябре-декабре неожиданно для себя "Сияние" стало получать, как считают в компании, заведомо невыполнимые требования на перевозку грузов для "Ленты", отличающиеся от контрактных обязательств. Примерно в это же время "Лента" переслала оплачивать счета за выполненные перевозки, вспоминают специалисты "Сияния", требуя от "Сияния" постоянно меняющуюся сумму от 20 до 10 млн рублей, официально при этом счета не выставляя и не подтверждая документально свои "требования".
Всего за год компания выполнила перевозок примерно на 300 млн рублей, но ко времени подачи иска невыплаты достигли 91,7 млн рублей. Еще около 2 млн рублей "Сияние" требует заплатить за сверхнормативное использование грузовиков. Сумма этих претензий и составляет сумму иска "Сияния" к "Ленте".
"По факту мы перевыполнили план, оговоренный в соглашении. К примеру, мы договорились сделать на одном из направлений девять рейсов, по факту выполнили 20, то есть перевыполнили обязательства, но оказалось, что от нас потребовали 60 поездок и на всю разницу и выставили требования", — рассказывают специалисты "Сияния". К примеру, на направлении Екатеринбург — Сургут вместо 40 машин "Ленте" внезапно понадобилось 100. "Никто это вывезти не может, да и магазины столько не продадут, но в заявку ставят именно столько. Или вот требуют от нас срочно подавать машины в порт, мы связываемся с грузовладельцем, а он говорит, что груза нет, мы и не едем. А получается, что мы не выполнили требования "Ленты" и она снова требует от нас денег", — объясняют в "Сиянии".
"Сияние" — далеко не единственный транспортный партнер "Ленты", так что строптивого перевозчика заменили другие. Тем не менее о работе с "Лентой" действующие подрядчики отзываются крайне негативно, а те, кто в прошлом году попытался сотрудничать, сейчас не скрывают радости от того, что вовремя "соскочили". Все, с кем редакции удалось поговорить об опыте работы с "Лентой", высказывались о нем негативно. Авторизованно говорить отказались все, ссылаясь на соглашение о неразглашении, но речь идет о крупных игроках рынка.
Постоянные штрафы
"Проблемы с "Лентой" не всегда были, только второй год. Они начинали работать на падающем рынке, а сейчас мы наблюдаем дефицит качественного транспорта, но их менеджеров это не интересует. Мы выигрывали тендер с ними с одним объемом — 800 рейсов, а сейчас на нас вывалили 1,2 тыс. Это уже должны быть совсем другие, более высокие тарифы, мы с трудом выполняем требования и постоянно нарываемся на штрафы", — рассказывает заместитель гендиректора петербургской компании, продолжающей работать с "Лентой".
“Мы отказались работать с ними именно из-за больших постоянных штрафов — за любые провинности. Начали год назад, немного поработали, все для себя поняли и отказались в итоге, — вспоминают в другой крупной фирме с представительствами более чем в 30 городах в России и за рубежом. — Тарифы у них нормальные, но система штрафов и бонусов построена так, что перевозчики получают в основном штрафы".
В московской компании с парком в 80 машин и филиалами в пяти регионах тоже вспоминают о неудачном опыте работы с "Лентой". "Мы обошлись малой кровью: к нам предъявлены претензии всего на 100 тыс. рублей. Но это штрафы за не выполненные нами заказы уже после того, как мы прекратили работать с ними. В ноябре 2016 года мы написали им, что больше не можем выполнять контракт, но нам продолжали присылать требования", — говорит руководитель одного из отделов компании.
В качестве примера некорректной работы перевозчики рассказывают, что, заказывая рейс из Москвы в Оренбург, "Лента" может потребовать сделать остановку в двух других пунктах, в которые приходится делать большие крюки. Доплата за такое удлинение маршрута совсем небольшая и делает поездку совсем невыгодной, но отказаться от нее нельзя, так как это приведет к штрафам. Кроме того, крупнейший распределительный центр "Ленты" в подмосковном Чехове не может загружать некоторые типы грузовиков, а перевозчиков при подписании контракта об этом не предупреждают. В итоге им приходится искать другую технику, что также повышает расходы.
"Пока ты не начнешь работать, ты не знаешь о таких деталях, так что те, кто "вписывается" в это, должны быть готовы к неожиданностям, ведь решить этот вопрос по ходу работы уже не получится — в "Ленте" не готовы идти навстречу перевозчикам, и все разногласия приводят только к штрафам", - рассказывают перевозчики.
"Мы мечтаем прекратить работу с "Лентой", нам это невыгодно, тарифы, которые есть у них, должны быть минимум на 20-30% выше, и мы можем найти на рынке заказы по таким ценам. Но по контракту мы должны предупредить о прекращении работы за 3 месяца. А какие нам предъявят требования после такого предупреждения и сколько штрафов наберется за эти 3 месяца, мы не знаем и проверять не хотим, глядя на опыт "Сияния", — говорит петербургский перевозчик. — В апреле у "Ленты" начнется новая тендерная кампания, и мы выставим заградительный тариф, чтобы, если договор будет продлен, мы компенсировали наши потери. А если мы его потеряем, мы быстро найдем другие заказы".
Особо возмущает перевозчиков, что основной объем штрафов и, как они считают, невыполнимых требований приходит в конце года, когда отказываться от контракта уже нельзя. "Понятно желание менеджеров "Ленты" сэкономить бюджет и получить дополнительные бонусы, но мы такие кабальные условия просто не потянули", — рассказывают в компании, которая проработала с сетью менее года.
Рынок на подъеме
Несмотря на общий спад экономики, некоторые сегменты рынка грузовых автоперевозок показывают положительную динамику, по крайней мере в рублевой выручке. Это связывается с тем, что так называемые качественные предложения сейчас в дефиците. То есть крупные компании с современными машинами, тем более работающие по жестким стандартам качества и сроков, в дефиците.
"Взятые до кризиса 2008 года машины уже устарели, а финансовые условия по лизингу техники с тех пор сильно ухудшились, — рассказывают перевозчики. — К тому же сильно увеличились накладные расходы: только "Платон" увеличивает издержки на 10%, а цены на топливо за последние годы также взлетели вверх, так что со старыми тарифами работать уже не получается. К примеру, мы недавно обновили свой парк, только опираясь на расчеты по 20%-ному росту тарифов".
По данным ИА Infranews, сегмент обслуживания торговых сетей очень крупный — 124 тыс. автомобилей перевезли для ретейлеров в 2016 году 615 млн тонн грузов. Причем на этом рынке требуются в основном те самые качественные предложения перевозчиков, по которым наблюдается дефицит. К тому же очень сильно растут и смежные сегменты в перевозках. Так, доставка грузов в российские порты выросла в 2016 году на 20%.
Глава Infranews Алексей Безбородов подтверждает, что качественного предложения сейчас немного, то есть меньше, чем требуется грузовладельцам. Но на цены давят те, кто предлагает менее комфортные условия, и серьезного роста ставок не наблюдается. Тем не менее ставки растут примерно на 5-6% в год, в основном вслед за ценами на бензин.
Константин Шаршаков, замглавы Петербургского представительства АСМАП (Ассоциация перевозчиков), соглашается с тем, что тарифы на перевозку растут, но склонен видеть в этом следствие необдуманной госполитики. "Сперва ввели утилизационный сбор за новые машины, потом появился "Платон", теперь они хотят со следующего года увеличить налог на движимое имущество. Новые машины вообще перестанут покупать — это станет невыгодно, все будут ездить на старых. Ведение "Платона" дало прибавку в себестоимости на 4-5%, растет цена на бензин, а это треть в расходах перевозчика — еще плюс 5-7%. Все остальные расходы — те же коммунальные платежи постоянно растут, вот и выходит рост тарифов на перевозку минимум 15-20%", — подсчитывает эксперт.