Не дождавшись выплаты долга от дилера Hyundai "ИСТ Маркет", банк "Санкт-Петербург" инициировал банкротство компании. Автодилер не выдержал конкуренции, говорят эксперты.
Старейший дилер марки Hyundai в Петербурге "ИСТ Маркет" банкротится. Банк "Санкт-Петербург", не дождавшись возвращения долга в 53 млн рублей, подал иск в арбитражный суд. Банк и компания-дистрибьютор ситуацию не комментируют, а дилерском центре комментарии получить не удалось. Ранее "ДП" сообщал, что банк через суд пытался взыскать с дилера эти средства. Очевидно, стороны не договорились, и сейчас идет утверждение кандидатуры арбитражного управляющего.
"ИСТ Маркет" — первый дилер Hyundai в Петербурге. Компания продает автомобили в салоне на Планерной улице с 1994 года.
Как рассказывали участники авторынка, в 2011 году "ИСТ Маркет" стал лучшим дилером марки по России и СНГ, но в 2012 году поблизости открыл свой центр "Рольф". В итоге доля рынка компании в Петербурге сегодня едва ли превышает 1%.
При этом продажи Hyundai растут. По данным "Auto-Dealer-СПб", в январе 2017 года продажи выросли на 41% по сравнению с январем 2016 года и составили 945 машин. А в целом за 2016 год марка выросла на 31%, до 14,5 тыс. машин, при общем падении петербургского авторынка на 4%.
А вот в целом по России, по данным АЕБ, продажи марки падают. В январе 2017 года они снизились на 16% по сравнению с январем 2016 года, до 6694 машин. А за 2016 год на 10%, до 5254, притом что в целом российский авторынок просел на 11%.
По данным СПАРК, компания принадлежит Алексею Аверкину. Последние открытие финансовые отчеты приходятся на 2013 год, когда выручка составляла 39 млн рублей, стоимость активов 146 млн рублей, а убыток — более 600 тыс. рублей. Алексей Аверкин также владеет компанией "Эйч Ди Энерго", официальным дистрибьютором высоковольтного электротехнического оборудования Hyundai Heavy Industries/Electro Electric System. Однако если в 2013 году выручка компании составляла 2,5 млрд рублей, то в 2015 году — уже 159 млн рублей.
Как говорит автоэксперт Евгений Пекарский, "судьба дилера была предрешена с появлением "Рольфа" под боком". "Если банк-кредитор только один, то он не попал, потому что актив виде здания номинально стоит около 230 млн рублей, а продать его можно за 70-100. Но думаю, что там еще найдутся кредиторы... Кроме того, местоположение салона таково, что желающих на это здание не найдется. Это будет очередная пустующая коробка от автоцентра", — отмечает он.
По словам управляющего партнера "Университет продаж" Виталия Новикова, "просто так дистрибьютор не стал бы открывать одного дилера рядом с другим". "С точки зрения бизнеса это было доведение партнера до самоубийства. Видимо, "ИСТ Маркет" был чем-то неугоден", — отмечает он. Однако помещение дилерского центра вполне можно использовать для продаж автомобилей, за которыми поедут — это Tesla, китайские марки Faw, Dongfeng, Haval и других немассовых марок, считает эксперт.
Стоит отметить, что авторынок волна банкротств накрыла сразу после кризиса в 2015 году: банкротятся петрозаводская группа "СТК", ГК "Лаура", ГК "БалтАвтотрейд", "Радуга-авто", "Авто Гамма" и другие игроки. В 2014 году обанкротился холдинг "РРТ" Олега Барабанова, начавший инвестиционную программу, когда рынок уже падал.