Горизбирком со второй попытки одобрил проведение общегородского референдума по вопросу передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Скорее всего, референдум теперь будет отклонен Законодательным собранием, но это даст оппозиционерам повод подогреть общественный протест против передачи собора.
Горизбирком одобрил проведение референдума по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ. Это была уже вторая попытка подать заявку на проведение референдума. Первую заявку Горизбирком отклонил, сославшись на ошибки в заполнении документов. Однако оппозиционеры заранее подготовили второе заявление и подали его сразу — на том же заседании, где отклонили первое.
В обоих вариантах инициаторы референдума предлагают спросить петербуржцев: "Согласны ли Вы с тем, что относящиеся к памятникам истории и культуры федерального значения и находящиеся в собственности Петербурга здания: Исаакиевский собор, Спас на Крови, Петропавловский собор должны быть закреплены на праве оперативного управления за государственными музеями при обеспечении возможности проведения в них религиозных обрядов и церемоний?". Фактически это означает сохранение нынешнего статуса музеев.
В своем решении Горизбирком долго цитирует положения закона о референдуме, правила оформления документов и отмечает, что все требования исправно выполнены заявителями. Заветное же решение ГИК выглядит бюрократически скупо: "Направить ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума и приложенные к нему документы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга".
Но регистрация в ГИК еще не значит, что среди горожан действительно проведут опрос. Во-первых, одобрение референдума нужно получить у Законодательного собрания, но это кажется малореальным. Ведь большинство в петербургском парламенте составляет "Единая Россия", а лидер городского партийного отделения и спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров — один из самых рьяных сторонников передачи собора церкви. Это проявляется не только в его публичных высказываниях, но и в том факте, что вот уже 2 месяца подряд каждый день пресс-служба Мариинского дворца вешает на главную страницу своего сайта интервью спикера от 14 января телеканалу "Санкт-Петербург", в котором он объясняет необходимость передать Исаакий церкви.
Во-вторых, даже если парламент одобрит заявку, то организаторам еще нужно будет собрать за месяц 75 тыс. подписей петербуржцев в поддержку проведения референдума. Сделать это крайне сложно. Когда, например, партии этим летом собирали подписи за выдвижение своего списка на выборах в городской парламент, им нужно было собрать 20 тыс. автографов горожан, но даже это сделать многим оказалось не под силу. Тогда партийцам необходимо было собирать примерно по 500 подписей в сутки, а сейчас активистам предстоит собирать по 2,5 тыс. подписей в день.
"Думаю, что это реально. У нас уже есть около 7 тыс. контактов людей, которые мы собрали на митингах, — рассуждает один из заявителей, лидер петербургского отделения "Открытой России" Андрей Пивоваров. — Такая кампания, по моим оценкам, обойдется в 10 млн рублей. Деньги, наверное, будем собирать через фандрайзинг".
Правда, скорее всего, до сбора подписей дело вообще не дойдет. Например, с сентября 2016 года в Законодательном собрании лежат документы на референдум по поводу названия моста Кадырова в Красносельском районе. Все сроки рассмотрения парламентом давно вышли, а вопрос об этом так и не включили в повестку заседания. Аналогичная ситуация была когда-то и с референдумом по поводу строительства башни "Газпрома" на Охте. Тогда градозащитникам несколько раз удавалось пробиться через фильтр Горизбиркома, но в Законодательном собрании документы благополучно откладывали в долгий ящик и постепенно забывали.
"Если Законодательное собрание нам будет отказывать, мы пойдем в суд, потому что по закону мы имеем полное право выносить эти вопросы на референдум. Если же будут тянуть с внесением в повестку, как с мостом Кадырова, то тоже подадим в суд. Мы уже думаем, что сразу эти два вопроса и будем обжаловать", — заявил лидер фракции "Яблоко" депутат Борис Вишневский.
Скорее всего, практически стопроцентный отказ Законодательного собрания в проведении референдума будет использован оппозиционерами для подогрева общественного возмущения по поводу передачи Исаакия. Пока защитники музея грамотно использовали все новости вокруг собора в свою пользу, что вылилось в крупнейший градозащитный митинг 18 марта. То ли специально, то ли нарочно, оппозиции активно помогал Смольный. Так, изначально администрация Петербурга зачем-то опубликовала распоряжение о передаче собора еще до официального обращения от РПЦ. Хотя, согласно закону, музей не может быть передан без заявки от церкви. После петербургские власти, к удивлению многих, признали, что никакого обращения от РПЦ им вообще не поступало, хотя вполне могли согласовать свои действия с епархией и получить просьбу задним числом. Сильно взбудоражила петербуржцев и новость о том, что власти якобы требуют от музея уехать до 17 апреля. В итоге даже директор государственного музея "Исаакиевский собор" Николай Буров открыто выступил против Смольного, отозвав согласие на передачу храма церкви.