По прогнозам, в Петербург на майские праздники приедет около 460 тыс. туристов. А жители города на это время уедут за рубеж: турфирмы отмечают резкий скачок спроса на заграничные туры.
В прошлом году Петербург на майские праздники посетили почти 400 тыс. гостей, в 2017 году отельеры города ожидают, что въездной турпоток будет на 15% выше. Тем временем сами петербуржцы уедут в теплые страны — турфирмы отмечают рост спроса на зарубежные путевки на 20% и снижение интереса к внутреннему туризму. Участники рынка объясняют это усталостью от поездок по России. С 2014 года большинство горожан не выезжали из страны и сейчас, пока ситуация в политике и экономике более–менее стабильна, решили позволить себе отдохнуть.
Отели с питанием
По уровню спроса с большим отрывом лидирует Турция — это отмечают фирмы, которые продают пакетные туры. Представительница "Яндекс.Путешествий" Татьяна Комарова рассказывает, что в запросах к сервису для выбора туров и отелей турецкие курорты заметно опережают все остальные.
"Следующие по популярности Греция, Таиланд, Кипр, ОАЭ, — добавляет она. — Но все эти направления даже вместе не искали столько же, сколько Турцию".
"Турция заняла агрессивную позицию на российском рынке, представляя предложения по очень выгодным тарифам даже с учетом перелета, — добавляет Елена Лысенкова, гендиректор Hospitality Income Consulting. — Прогнозируется, что по итогам первой половины 2017 года рост выездного турпотока составит 12–15%".
Эллин Толстов, сооснователь компании Level.Travel, рассказывает, что его компания показывает те же результаты: туры во вновь открывшуюся для россиян Турцию забронировал каждый пятый отдыхающий. "Тройку лидеров также формирует Греция, куда поедет 25% забронировавших туры через сервис Level.Travel жителей Петербурга, и Кипр (отдых здесь выбрали 12% забронировавших туры). На предстоящие майские праздники туристы из Петербурга забронировали через Интернет в 10 раз больше туров, чем год назад, — говорит Эллин Толстов. — Те, кто все последние 2 года экономил на путешествиях, наконец адаптировались к ситуации и теперь готовы тратиться. Свою роль сыграл укрепившийся рубль. Отдыхающие оказались готовы увеличить траты на отпуск. Средняя стоимость туров, приобретенных петербуржцами, выросла: если в 2016 году она составляла 55 тыс. рублей, то в 2017 году — 64 тыс. рублей, а число забронированных пятизвездочных отелей увеличилось с 8 до 32%. И почти вдвое меньше отдыхающих в 2017 году выбирают отели без питания".
Среди самостоятельных, а не пакетных бронирований (которых становится с каждым годом все больше независимо от кризиса) ситуация немного иная. В этом сегменте лидируют Прибалтика и все–таки южные города России. В компании Aviasales, которая учитывает не пакетные туры, а только авиабилеты, отмечают, что среди жителей Петербурга высоким спросом на майские праздники будут пользоваться Москва, Симферополь, Сочи и Калининград. Из зарубежных городов эксперты Aviasales выделяют Прагу, Барселону, Тбилиси, Амстердам и Ереван — топ направлений за год почти не изменился. "О количестве выездных туристов говорить рано: 53% россиян покупают билеты максимум за неделю, и лишь 3% людей — за месяц до вылета, — говорит представительница Aviasales Юлия Домрачева. — Но мы уже видим, что бронирования из Петербурга в Париж и Амстердам превысили прошлогодние показатели в 2 раза".
В компании "Турбаза.ру" напоминают, что спрос на загородный отдых очень стабилен по сравнению с заграницей, хотя и не так высок. "Сейчас интерес наших туристов направлен как раз на организацию отдыха в майские выходные, — говорят в компании. — Основные направления среди поступающих заявок — Ленобласть, Карелия, Псковская область. Немногие туристы выбирают более дальние объекты размещения: петербуржцы не хотят тратить много времени на дорогу. Спрос на базы отдыха среднего ценового сегмента (3–4 тыс. рублей за коттедж в сутки) вырос на 8% по сравнению с мартом 2016 года".
К нам приедут
Тем временем в Петербург на майские праздники приедет почти полмиллиона туристов. В основном из Китая, российских городов и Европы. "При этом европейцы приедут в рамках самостоятельного получения виз, а китайские туристы — по облегченному формату оформления в группах по 15–25 человек, — говорит Елена Лысенкова. — Надо отметить, что ранее европейцы предпочитали групповые поездки. А китайских групп было почти в 2 раза меньше".
По данным Hospitality Income Consulting, запросы на отели по звездности распределяются равномерно. Европейские туристы предпочитают категорию повыше, из–за разницы курсов они могут себе это позволить. А китайские путешественники выбирают отели из предложенных организатором тура. Это обычно те объекты, с которыми у компаний выстроены партнерские отношения.
Россияне, которые едут в Петербург, обычно планируют семейные поездки, на три–четыре человека, с размещением в одном номере, они экономят на проезде и проживании. Но и премиум–сегмент гостиниц не будет пустовать: в компании прогнозируют загрузку дорогих отелей как минимум на уровне 70–80%. В Aviasales добавляют, что в Петербург в основном приедут гости из российских городов — Москвы, Краснодара, Сочи, Ростова–на–Дону, Самары. Из–за границы билетов больше всего купили в Париже, Барселоне, Стокгольме, Брюсселе, Минске и Амстердаме.
“
Очевидно, негативный тренд 2014 и 2015 годов, когда количество туристов из России в Финляндию, Эстонию и Латвию резко сократилось, закончился. Количество билетов, проданных в России на рейсы Lux Express из Петербурга на период майских праздников, уже сейчас превышает прошлогодний показатель на 22%. Билетов в Хельсинки продано уже вдвое больше, чем в прошлом году. Среди пассажиров все больше молодежи, в I квартале 2017 года продажи россиянам до 26 лет выросли на 34% по сравнению с прошлым годом. В 2,5 раза увеличилось количество детских билетов.
Григорий Померанцев
региональный руководитель коммерческого направления Lux Express Group
“
На рынке выездного туризма настоящая оттепель. На самом деле позитивный тренд был заметен уже в январе 2017 года, но стал куда более очевидным с открытием Турции, которая все–таки незаменима. Есть предпосылки для открытия Египта (возможно, ближе к осени). Рынок как минимум восстанавливается, у отдельных операторов вдвое выросло бронирование блоков мест. Конечно, как нижний ценовой сегмент остаются пляжные курорты России. За годы кризиса сформировалось пакетное предложение, которого раньше не было никогда.
Эллин Толстов
сооснователь компании Level.Travel