Человек человеку как робот. В будущем место HR-специалистов в компаниях могут занять роботы

Автор фото: ТАСС/Tschiponnique Skupin_Geisler-Fot
Автор фото: ТАСС/Tschiponnique Skupin_Geisler-Fot

Вместо менеджеров по персоналу в компаниях будущего будут работать роботы. Так считают ведущие эксперты HR–индустрии. За этот же футурологический прогноз рублем и долларом голосуют инвесторы по всему миру, вкладывая в создание программ, приближающих этот сценарий. И хоть пока — временно — тема кажется далекой от реальности, задуматься над этим стоит уже сейчас.

В разговорах о том, что ждет hr–индустрию в будущем, эксперты порой заглядывают вроде не очень далеко, лет на двадцать вперед, но их прогнозы при этом похожи на футурологические. Всеобщая стандартизация и автоматизация процессов, расцвет технологий и роботизация приведут к тому, уверены эксперты, что сама профессия видоизменится до неузнаваемости — и обретет не человеческое лицо, но гримасу робота. Верить таким прогнозам можно: уже сегодня известные в России и мире инвесторы в IT–индустрии деньгами подтверждают свою уверенность в таком сценарии будущего.
"Все смеялись над венчурным сегментом рынка HR–Tech, а ведь он будет одним из новых драйверов индустрии в целом по миру, правда, входные билеты туда тоже уже заканчиваются", — недавно заявил Константин Синюшин, успешный инвестор, сооснователь венчурной компании the Untitled. "ДП" опросил эйчаров самых разных компаний, чтобы узнать их мнение о грядущей роботизации профессии. Мнения, конечно, разделились.

Неизбежно и неотвратимо

"Это не надуманность и не дань моде, а эволюционное развитие современного общества, — уверена Татьяна Золотарева, вице–президент по персоналу IT–компании "Техносерв". — Все успешные коммерческие организации идут по пути снижения издержек, поэтому, если есть рутинная и однотипная работа, которую нужно обязательно выполнять, ее можно смело передать роботам. Особенно если этот шаг существенно снизит издержки для бизнеса и повысит КПД сотрудников–людей".
Первое, что смогут делать HR–роботы, — это выполнять сопроводительную функцию кадровой службы: документационное обеспечение работы персонала. Также, уверены эксперты, роботы легко смогут заниматься HR–аналитикой, организацией командировок сотрудников и даже пересказом типовых образовательных программ для новичков в компании.
В ближайшие пару десятков лет тема роботов будет актуальна и востребована, уверена Татьяна Золотарева. Интерес к ней будут подогревать компании — создатели роботов / ботов, а также первые примеры удачного или неудачного внедрения.
"Уже сейчас общественность активно обсуждает выступление заместителя председателя правления Сбербанка Вадима Кулика, который в январе 2017 года сообщил о внедрении робота–юриста и планируемом сокращении 3 тыс. банковских сотрудников, работу которых будет выполнять робот", — напоминает специалист.
"Недавно компания по поиску специалистов без опыта работы завела страницу "ВКонтакте", для которой была написана программа–бот, — приводит первые примеры Владимир Виноградов, президент ГК Pro–Vision. — Робот получился довольно продвинутым: он сам выделял интересные резюме из общего потока, вступал в коммуникацию с соискателем, предлагал ему пройти тест и анализировал ответы". В результате, по его словам, затраты на HR резко сократились, а количество обработанных резюме, наоборот, увеличилось.
"HR–роботы — это из области все той же страшилки, что роботы заменят людей. Впрочем, не исключаю такого варианта развития событий. Технологичный и точный робот и все успевающий суперруководитель вполне могут заменить HR. К тому времени HR–специалисты будут специалистами очень широкого профиля, и замена на роботов для профессионалов не будет болезненной", — считает Алсу Глинская, директор по персоналу компании ICL Services. Правда, где взять суперруководителей — пока неясно: бизнес–тренеры говорят о том, что рынку не хватает высококлассных топов.
Заурядные руководители вместе с роботами могут только наломать дров, считают психологи.

Выдумки и враки

"Роботы не заменят эйчаров ни через 20, ни через 100 лет. Работа HR — это всегда тонкое искусство управления человеческим ресурсом. Ни одна, даже самая "умная" программа не сможет заменить собой этот колоссальный труд, подменить транзакциями искусство убеждения и человеческий подход в решении реальных жизненных ситуаций", — уверена Оксана Олексюк, руководитель направления по развитию бизнеса Intercomp.
Ее уверенность разделяет Екатерина Горяная, руководитель группы консультантов Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group). "Скептики говорят, что рано или поздно вместо менеджеров по персоналу появятся роботы. Но я не верю, что грамотные рекрутеры, консультанты останутся без работы — механический интеллект способен работать только в рамках заданного алгоритма. Никто пока не доказал, что коммуникация и интуиция могут быть успешно заменены машинным интеллектом", — считает Екатерина Горяная.
"Сегодня самые ценные товары – сделанные руками человека, так что и через 20 лет хороший HR-специалист будет ценнее любого робота",  — подтверждает Марина Малышева, HR-менеджер REMAR Group.
Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", уверена, что роботы и HR–специалисты смогут работать рука об руку.
"Если роботы и программы возьмут на себя монотонную работу с большими объемами и документами, то у эйчаров будет больше времени на работу с людьми — с тем самым бесценным для любой компании человеческим ресурсом", — говорит она. А в повседневной работе эйчаров и рекрутеров действительно много технических задач.
"Робот станет помощником, но никак не заменой: только человек может определить, совпадает ли "химия" человека с идеальным для работодателя резюме с "химией", что уже сложилась в компании", — согласен с коллегой Владимир Виноградов.
Впрочем, и сами сторонники "человекозамещения" не считают, что появления роботов среди людей стоит ждать уже завтра.
Пока, считает Татьяна Золотарева, на российском рынке нет роботов и ботов, которые могли бы управлять комфортными коммуникациями двух людей (реального соискателя и его будущего руководителя) на собеседовании, ответить на все нетипичные вопросы соискателя и соотносить привычки и / или ожидания человека с уже сформированной корпоративной культурой работодателя.
"Кроме того, существует так называемый "роботобарьер": люди элементарно не знают, как вести себя с роботами", — напоминает Татьяна Золотарева.
"Вероятность замены людей роботами действительно высока, — подтверждает пример Константин Тютюнов, руководитель департамента управленческих программ обучения Русской школы управления. — Однако это приведет к появлению нового класса эйчаров: создателей, учителей и пользователей роботов".
Так что скептикам и противникам роботизации можно вздохнуть с облегчением. Люди миру все–таки нужны.