Бизнес-омбудсмен
Борис Титов
предложил президенту два новых механизма для защиты предпринимателей от
незаконного преследования, сообщают «Ведомости». Во-первых, предлагается усложнить процедуру возбуждения
уголовных дел по экономическим статьям – такие дела предлагается разрешать возбуждать только с согласия
прокурора. Также Титов предлагает создать особый орган для расследования преступлений против
предпринимателей.
Российское уголовное право с XVIII века, с петровских артикулов, было лишено ярко выраженных признаков сословности. Конституционный суд РФ в связи с предпринимательским мошенничеством уже мягко указывал на неверность такого подхода. У нас некоторые уголовно-правовые механизмы, в частности по «экономическим» статьям, зависят от социальной группы, что недопустимо. Это создает неравенство граждан перед законом и судом. Если мы будем не создавать гарантии для всех и каждого, а заботиться только о каких-то определенных группах, то мы и будем оказываться там, где сейчас находимся.
Сейчас искусственно создана ситуация, при которой еще до возбуждения уголовного дела ведется оперативная деятельность, проводятся доследственные проверки, которые могут быть длительными. Тем самым создается сумасшедшая нагрузка на бизнес и потерпевшего, и того, кто находится под преследованием (ведь пострадавшие от действий бизнесменов – это, как правило, тоже бизнесмены).
Правоохранительные органы запрашивают всевозможные документы, проводят выемки. При этом на этой стадии прав обжаловать их действия у подозреваемых нет – они появляются только после возбуждения дела. Как нужно изменить эту ситуацию? Отказом от стадии возбуждения уголовного дела, что соответствует традиции нашего права. Дело должно возбуждаться сразу, по прошествии минимального периода, который необходим для выявления его признаков. Вопреки расхожему мнению, это благо, это дополнительные гарантии.
Как только дело возбуждено, вовлеченные лица могут ходатайствовать в прокуратуру о прекращении дела, использовать другие механизмы защиты своих прав. Безусловно, для совершенствования правоохранительной системы нужно способствовать усилению функций прокуратуры по надзору за следствием, возвращая им функцию согласования всех значимых действий. В конце концов, им в суд с этим делом идти. Они-то понимают, что жизнеспособно, а что не «судибельно».
Сейчас прокуратура может фактически вмешиваться в дело только на стадии обвинительного заключения, а тогда уже, как правило, слишком поздно. Отсюда такое море упрощенного порядка именно по «беловоротничковым делам». Люди измучены следствием. В суде же ничего не происходит. Именно это растлевает всю нашу систему уголовной юстиции.
Наталья
Шатихина
– управляющий партнер CLC
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей – в «Блогах «ДП».