Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в шестой раз отчитался о своей работе перед Законодательным собранием. Этот доклад градоначальника стал, пожалуй, самым скучным в истории: даже депутаты не стеснялись демонстрировать равнодушие — и странную скромность оппозиции, не решившейся спрашивать губернатора об Исаакиевском соборе.
Губернатор вышел на трибуну большого зала Мариинского дворца, чтобы отчитаться о своей работе перед петербургскими парламентариями. Однако это можно считать и юбилейным, пятым отчетом за полный год работы Георгия Полтавченко, ведь в 2012 году он был на посту чуть больше полугода и отчитываться ему было, в общем, еще не о чем.
Обычно во время отчета градоначальника зал забит под завязку, по крайней мере, так было в прошлые годы. На этот раз было довольно много пустых мест. Не пришли на выступление главы городского правительства сразу пять депутатов — четыре единоросса и глава фракции коммунистов Ольга Ходунова.
Выступления Георгия Полтавченко в Законодательном собрании редко бывают зажигательными, но обычно они довольно информативные. В этот раз не было ни того, ни другого. Начал градоначальник с экономических тезисов; с этого же начинает свои "большие" выступления Владимир Путин.
"Даже в наиболее сложном 2015-м, когда российский ВВП потерял 3,7%, наш валовый региональный продукт увеличился на 1,4% и сохранил примерно ту же динамику в отчетном году", — приступил губернатор. Дальше Георгий Полтавченко сообщил, что оборот рыночной торговли упал на 1,5%, но это все равно ниже, чем в других регионах. "К нам начали приезжать погулять и покушать. Стало больше ресторанов и кафе, которые любят горожане и туристы", — отметил он, на этом хорошие новости в принципе кончились. Оказалось, что окончательная стоимость стадиона до сих пор неизвестна даже правительству города. Отвечая на вопрос фракции "Яблоко", губернатор сказал, что она станет известна, когда со стоимостью разберутся компетентные органы, "а мы им в этом поможем". По словам губернатора, использование соли на дорогах сократилось в 15 раз, а петербуржцы оценили выгоду от 90-минутных проездных. "Цена на проезд выросла не на 30%, как кричали, а всего на 8%", — подчеркнул градоначальник.
Несмотря на железную дисциплину, которую пропагандирует в Законодательном собрании спикер Вячеслав Макаров, не все депутаты смогли спокойно выслушать монотонную речь главы города. Некоторые, как ЛДПРовец Виктор Сысоев, просидели весь отчет погруженными в смартфон и, кажется, даже ни разу не взглянули на трибуну. Единороссы Денис Четырбок и Алексей Цивилев периодически обсуждали что-то, видимо, очень забавное. Аналогично вели себя Сергей Никешин и Александр Кущак. Какие-то записи делали только Елена Рахова, Алексей Макаров, Александр Рассудов да еще пара человек. Внимательнее всех губернатора слушал самый пожилой депутат Законодательного собрания — единоросс Борис Ивченко. Первые полчаса он даже записывал все, что говорилось с трибуны, но потом тоже бросил это дело.
Удивительнее всего было поведение Максима Резника, который сначала о чем-то поговорил по телефону, а потом встал со своего места и пошел что-то срочно обсудить с Четырбоком. Обменявшись с ним парой фраз и посмеявшись, депутат вернулся на место. Раньше себе такого поведения во время отчета никто не позволял.
В отличие от предыдущих отчетов, не было никаких оваций, речь градоначальника проходила в идеальной тишине. Два раза ее внезапно нарушили аплодисменты — хлопал депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Вострецов. "Я среагировал на двух моментах — когда губернатор сказал, что если Законодательное собрание поддержит смольнинскую инициативу, то наши многодетные семьи смогут получить жилье. Я сам из многодетной семьи, поэтому прекрасно понимаю эти проблемы. А второй раз — когда Георгий Полтавченко сказал, что теперь в художественных кружках наши дети будут заниматься бесплатно", — заявил депутат. Второй раз, кстати, коллегу поддержала Мария Щербакова. Но в целом депутаты никак по ходу доклада не выказывали своего отношения к тому, что говорил губернатор.
Вопросы градоначальнику тоже оказались не зажигательными. Каждой из пяти фракций дали право задать по одному вопросу, и никто из них не спросил про референдум и передачу Исаакиевского собора; ни слова не было про системы безопасности в метрополитене, ни про нашумевшую в последние дни инициативу ограничения судоходства в Петербурге в дни мировых футбольных первенств. И это несмотря на то, что оппозиционные фракции в последние месяцы при каждом удобном случае высказываются в защиту Исаакиевского собора.
Для лидера "яблочников" Михаила Амосова самым острым вопросом оказался вовсе не собор, как могло показаться, а свалка в Новоселках, "Справедливая Россия" в лице лидера фракции Алексея Ковалева озаботилась бюджетными выплатами оператору ЗСД. Кстати, губернатор в очередной раз отказался предоставить парламенту условия соглашения, отметив, что Смольному, конечно, скрывать нечего, но есть, мол, оператор, для которого это коммерческая тайна, и нужно его разрешение на раскрытие информации. Партия роста решила узнать про снос гаражей под строительство домов.
В перерыве все депутаты заявили, что не стали задавать такой вопрос, потому что не ожидали никакого внятного информативного ответа от губернатора, а озвученные ими проблемы не менее важны. Правда, Максим Резник сообщил, что настаивал на теме собора, однако фракция большинством голосов решила спрашивать про проблемы гаражников. Некоторые обитатели Мариинского дворца полагают, что не задавать этот вопрос попросил оппозиционеров Вячеслав Макаров, ведь спикеру, выступающему за передачу Исаакия РПЦ, мог очень не понравиться публичный ответ Полтавченко. В общем, оппозиционные фракции договорились вместо вопроса отправить губернатору письмо.
По окончании губернаторского выступления никаких бурных аплодисментов тоже не прозвучало. Дежурные хлопки — и депутаты быстро пошли из зала по своим делам. Единственное событие, которое произошло во время доклада — эта акция "Открытой России". Оппозиционеры приехали к стенам Законодательного собрания на грузовике с огромным портретом Макарова и надписью "Надоел". Правда, как и отчет губернатора, на бумаге это выглядит весело и эпатажно, а на деле очень скучно и малоинтересно.