ФАС одобрила ходатайство структур Сбербанка о приобретении 89,53% акций ЗАО "Птицефабрика Синявинская", выкупленного холдингом "Русгрэйн" в 2016 году.
ФАС РФ в конце апреля одобрила приобретение ООО "Сбк-Базис" 89,53% акций ЗАО "Птицефабрика Синявинская", сказано на сайте антимонопольной службы. "СБК-Базис" владеет Сбербанк через "Сбербанк Капитал" и ряд других структур. В 2016 году предприятие, которое является крупнейшим в Европе по производству яиц, выкупил у бизнесмена Никиты Мельникова агрохолдинг "Русгрэйн".
В пресс-службе "Русгрэйна" затруднились прокомментировать вхождение в капитал птицефабрики Сбербанка. В пресс-службе Сбербанка сделку не прокомментировали.
Фабрика долгов
Птицефабрика "Синявинская" производит около 1,3 млрд штук яиц в год и занимает 3% рынка России и 45% рынка Северо-Запада. В 2006 году ее возглавил Никита Мельников, выкупив у группы физлиц, и занялся реконструкцией и наращиванием мощностей, сделав предприятие крупнейшим в Европе.
Но к 2016 году у "Синявинской" образовалась высокая долговая нагрузка. За несколько лет до этого резко выросли цены на комбикорма. Никита Мельников отмечал, что ежегодно растет стоимость электроэнергии. Кроме того, у птицефабрики начался конфликт с администрацией Кировского района Ленобласти, из-за чего пришлось сносить несколько птичников.
Аккурат перед сделкой в сентябре 2016 года оба предприятия постоянно получали иски, в том числе и банкротные. В 2015 году выручка птицефабрики составляла 5,1 млрд рублей, задолженность перед Сбербанком — 4,7 млрд рублей. Имущество находится в залоге у банка. Смена собственника в СПАРК пока не отражена.
После сделки птицефабрику и комбикормовый завод возглавил топ-менеджер "Русгрэйна" Артур Холдоенко. Новый собственник уже анонсировал, что планирует вложить в обновление оборудования предприятия около 2 млн евро.
Бенефициарами "Русгрэйна" считаются Михаил Гуцериев и Микаил Шишханов, хотя они это неоднократно отрицали. Помимо птицефабрики, "Русгрэйн" выкупил у Никиты Мельникова Волховский комбикормовый завод. Сумма за предприятия могла бы составить около 7 млрд рублей.
Версии входа
Один из источников на рынке говорит, что сделка, скорее, формальная. "У "Русгрэйна" есть серьезная финансовая подушка, ни о каком банкротстве или отъеме за долги не может быть и речи", — говорит он. По его словам, приход новых собственников был рекомендацией банка, который, очевидно, понимал, что прежний владелец Никита Мельников не справляется с долговой нагрузкой. Предполагалось, что крупный холдинг решит финансовые проблемы.
По версии другого собеседника "ДП", новый владелец намерен расширяться и брать кредиты в Сбербанке, которому, учитывая долговую нагрузку "Синявинской", в залог брать нечего и остается только войти в ее капитал. Либо же так банк решил обеспечить возврат долгов новым собственником.
Наконец, арбитражный управляющий Денис Шестаков полагает, что для Сбербанка вхождение в капитал предприятия — оптимальный способ сохранить свои инвестиции, а для "Синявинской" — получить новые финансовые вливания и продержаться до прихода нового собственника.
В Ленобласти в 2016 году на фоне проблем "Синявинской" производство яиц сократилось на 4,1%, до 2,95 млн штук. Вторым по величине игроком в Ленобласти является птицефабрика "Роскар". Как говорит гендиректор "Роскара" Валерий Горячев, в 2016 году птицефабрика произвела 1,03 млрд яиц, а в этом году планирует 1,15 млрд. "Мы планируем развивать производство и дальше, в частности, наращивать глубокую переработку яйца, для чего построили завод мощностью переработки 3 млн яиц в сутки. Конкуренция на рынке высока, многие предприятия демпингуют. Поэтому мы нацелены экспортировать яичную продукцию", — говорит Валерий Горячев.