Арт–хостел "Театр", вложивший 3 млн рублей в ремонт госпомещения, взятого в субаренду, выселяют из–за долгов арендатора. Торги на аренду у города часто выигрывают мошенники.
Субарендатора на Малой Садовой — арт–хостел "Театр" выселяют из помещения, в оборудование которого фирма вложила 3 млн рублей. Договор города с арендатором (ООО "Феникс") расторгнут за долги, фирма находится под следствием. Но арт–хостел не съезжает. Владельцы рассчитывают получить у Смольного право аренды помещения площадью 102 м2 без торгов. "Феникс", который заключал прямой договор с городом, не оплачивал аренду с 2014 года, с момента въезда субарендатора.
Пишите письма
Субаренда госсобственности в Петербурге запрещена для земельных участков, встроенные помещения сдавать можно. При продлении договора с городом право не участвовать в торгах имеет добросовестный арендатор, но не субарендатор, последний может получить помещение только через новые торги. Без торгов договоры заключают в редких случаях: с некоторыми социальными организациями, хостелами, которые откроются в специально выделенных городом помещениях, и по решению УФАС. "Наш случай — один из многих, сейчас собралась группа из 10 предпринимателей, попавших в такую же ситуацию с тем же арендатором. В 2015 году оказалось, что арендатор под следствием, — рассказывает Руслан Симаков, управляющий хостелом "Театр" (ИП Конхузен Т. Е.). — Наши платежи до города не доходили. С 2015 года из КИО нам приходят ответы с предложением участвовать в торгах. Некоторым фирмам чиновники предлагают неформальное условие отмены торгов: оплатить долг арендатора, а потом через суд возвращать деньги". Субарендаторы пишут коллективные письма в КИО, УФАС. Тем временем управляющая домом компания отключила в помещении электричество: договор на его поставку был оформлен на арендатора. Оперативно получить комментарий КИО не удалось.
Читайте также:
Малый бизнес
Прокуроры предупредили КИО насчет субаренды
Проверка арендатора
Подобные истории в Петербурге происходят нередко: предприниматели становятся жертвами мошенников, которые победили на торгах и заключили договор с городом. Мошенники заключают с бизнесом договоры на несуществующие юрлица, завышают цену аренды, но городу не платят. Малый бизнес часто не может позволить себе участие в торгах и арендует только часть помещения, поэтому на субаренду есть спрос. Центр повышения эффективности использования госимущества освобождает помещения должников, несмотря ни на какие обстоятельства субарендаторов. Так, в 2015 году выселили IMHO Hostel на Конногвардейском бульваре: помещение сдали люди, вообще никогда не имевшие договора с городом.
Оставить место за собой в подобной ситуации удалось одной из петербургских кофеен. "Мы искали поддержку, депутаты участвовали в наших ходатайствах в суд", — рассказывает владелица компании. В 2014 году фирма заключила договор субаренды и платила по нему ежемесячно 70 тыс. рублей. В ремонт фирма вложила 3 млн рублей. С арендатором в итоге город расторг договор за долги, и дело развивалось по привычной схеме: кофейню решили выселить, отключили свет и воду. "Нам отказали в преференции — аренде без торгов, — рассказывает предпринимательница. — Но этого удалось добиться с помощью обращения в госорганы".
Катерина Соболева, директор департамента инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Group, говорит, что при заключении договора в качестве субарендатора нужно требовать договор аренды, зарегистрированный в Росреестре, либо его копию. "Если в договоре нет пункта о возможности сдачи в субаренду, необходимо требовать письма–согласия о сдаче в субаренду от собственника, то есть госоргана, в чьем ведении находится помещение, — поясняет она. — Если арендатор не предъявит эти документы, лучше просто поискать другое место".