Летающая тарелка. Тест-драйв Toyota Prius

Автор фото: Toyota

 

На улицах Хельсинки разнообразие машин гораздо больше, чем в Петербурге и даже чем в Москве. Не таможня и высокий евро делает наш рынок скучным и однообразным, а необходимость сертификации и ГЛОНАСС. От чего защищают наш рынок? Несмотря на все строгости, к нам проникали машины, на которых ездить было просто страшно. Помните такие машины: Xin Kai, Tyane? Впрочем, вклад автопроизводителей в это тоже немалый. Да и дилеров. На этой неделе в нашем городе прошла конференция auto.ru. Говорили про новые технологии в Сети, про новых агрегаторов. При этом два важных аспекта не осветили: в Сети много рекламы, вежливо говоря, серых дилеров, которые дурят людей по–прежнему, вымогая предоплату и потом принуждая покупать автомобиль втридорога. И тут же официальные дилеры не в состоянии написать привлекательное для клиента объявление о продаже автомобиля. Все это влияет на сжатие рынка.
А в Хельсинки я уже 2 км еду по Mannerheimintie за новой Toyota Prius. Да, мы долго ругали японцев из крупнейшего мирового автоконцерна за скучный дизайн, и они решили реабилитироваться. Согласитесь, сегодня Toyota не смотрится скучно. Более того, я не могу оторвать взгляд от Prius. Вполоборота спереди она смотрится седаном с острыми гранями, в профиль это спортивного типа хетчбэк, сзади — летающая тарелка. Как играют острые грани! Спереди фары, противотуманки и фонари как будто вгрызаются в плоть кузова, взрезая бампер и капот. Все фары и фонари светодиодные. Острая складка идет вдоль заднего крыла, задние фонари более всего похожи на томагавки, которые кто–то уже метнул во врага. Заднее стекло разделено надвое спойлером. Это изящное решение, хотя петербургская погода, скорее всего, сделает нижний сегмент такого стекла непрозрачным. Впрочем, на заправке всегда можно попросить его помыть. Конечно, есть и традиционные черты: обычные прорези для потоков воздуха в решетке радиатора, бампер с большим захватом воздуха, колеса, двери… Удивительно, обычные автомобильные элементы тут приходится искать.
Это уже четвертая Toyota Prius. Первая появилась в 1997 году, и полюбить ее можно было только разумом. Эти машины иногда появляются на наших дорогах, и более всего их хочется назвать кургузым бобиком. Но это первый массовый гибрид, показавший при интенсивной езде в городе расход 4 л на 100 км. При вполне уверенном ускорении. Затем машина стала симпатичнее и практичнее. Эти автомобили вы можете и сегодня увидеть в такси в Мюнхене и Берлине. Но главное — Prius создал новый тренд и много ответвлений. Это жесткий гибрид, а появились мягкие, менее бескомпромиссные, как Honda Civic для Америки. На наших дорогах мы могли видеть мягкие гибриды под видом кроссоверов Ford Escape или Mercury Mariner, в большом количестве завезенных в Россию перегонщиками.
Новый Toyota Prius стал длиннее, шире и ниже предшественника. И красивее, хочу еще раз добавить. При этом визуально зона остекления увеличилась. Проверим это внутри. Оглядывая машину снаружи, я обратил внимание, что на литые диски надеты пластиковые колпаки. В глаза это не бросается. Говорят, для лучшей аэродинамики. Какое странное решение!
Я залезаю внутрь, и добро пожаловать в XXI век. Опять панель приборов по центру. В отделке салона превалирует белый и черный. В дефлекторах вентиляции проглядывает голубой, намекая на то, что ты сидишь почти в электромобиле. Руль в руках грубоват, его форма ступицы нарочито кирпичом. Зато кнопки удобные, приятные на ощупь. Снизу справа рычажок круиза из прошлого века. Неужели это то решение, которое тоже нельзя сделать немного изящнее? Или это дань традиции? Панель приборов по центру впереди далеко у передней кромки лобового стекла. Близко ко мне — глухая часть передней панели, центральный монитор справа, слева второстепенные кнопки под рулем на торпеде внизу.
Под дисплеем, на блоке из черного глянцевого пластика — климат–контроль. Это места дактилоскописта. Все отпечатки пальцев останутся тут. Хорошо, кнопки небольшие, это будет пазл. Ни один отпечаток целиком не собрать, они все осядут рядом с центральным дисплеем. Ниже белый драйверский блок, где есть выбор режимов движения и, самое главное, селектор трансмиссии. Необычно, что он торчит из передней панели вперед, как небольшой кран в ванной. Хотя примерно такой же, только "хрустальный", в Volvo XC90. Ассоциацию с краном усиливает белый блок между передними сиденьями, в котором зарядка и подстаканники. А еще необычно, что у водителя только руль, а центральный дисплей, все блоки центральной "бороды" сдвинуты к пассажиру. Это дискриминация роли водителя или желание вовлекать в процесс всех пассажиров?
Смотрю на главный дисплей. Он близко и удобен. На нем навигация, мультимедиа и вся необходимая информация, кроме "мультиков" гибрида. Режимы работы машины, равно как и скорость, уровень заряда показывает дальний дисплей. Между сидений — место для телефона с зарядкой, подстаканники, подлокотник. Очень много места. Везде. Просторно. Над головой как в минивэне. И много света. Машина как будто накрыта прозрачным колпаком.
Сзади тоже просторно. Тут нет изысков, но сидеть удобно. Крепления детских сидений расположены удобно, в спинках передних кресел есть карманы, подогрева заднего кресла нет.
Багажник вполне приличного размера, заднее сиденье складывается удобно. В общем, можно и не заметить, что это гибрид. У первого Toyota Prius из–за батареи не складывался задний диван вообще. А тут почти 500 л3, и есть место для запаски под полом.
Нажимаю на кнопку старт, и ничего не произошло. Первая мысль — нужно сделать что–то еще. Но оглядываюсь и вижу: появилась надпись ready. Можно ехать. Нажимаю газ, и машина трогается чисто на электромоторе. Тишина! Потом, по мере разгона, появляется мотор 1,8 л. Как же он тарахтит! Это же не неисправность, он так и должен стрекотать. И есть отчего — мощности в нем всего 98 л. с., еще 72 л. с. якобы дает электроустановка. Вместе они разгоняют машину за 10 секунд до сотни.
Управляется машина как обычный автомобиль. Весьма неплохо. Тут нет спортивности, но низкий центр тяжести помогает аппарату входить в повороты без крена. Подвеска немного жестковата, но пробоев нет. Впрочем, в ямы я не попадал. Градоначальник в Хельсинки работает лучше, чем наш.
На передней панели есть кнопка EV–mode, она управляет режимом потребления энергии. Разумеется, я включил чисто электрический режим. Говорят, что запас хода на электротяге должен составлять около 30 км. Утром я выехал на электротяге в центр из пригорода очень уверенно. Я не смог проверить, где стоит ограничение по скорости для движения на электротяге. Но 90 км/ч машина шла на батарее. Больше не позволяли ограничения. А вот когда я, оставив машину и побродив по центру, вернулся к моему "примусу", он уже не захотел двигаться только на электротяге и включил бензиновый мотор. Идея японцев такова, что большинство владельцев машин в городе из дома на работу проезжают менее 30 км и вполне могут зарядиться дома. Тогда стоимость эксплуатации машины ничтожна. Бензин можно месяц не заливать в бак. Или полгода. Но мой опыт езды на Toyota Prius показал, что особой экономии нет. Расход получился почти 5 л на сотню, а мой Mini при таком же режиме потребляет около 7 л.
После того как мой драйверский аппетит был удовлетворен, я принялся изучать интеллектуальную начинку. Климат всего двухзонный, но должен определять количество седоков, когда открываются двери, анализировать условия и подстраивать работу системы: добавлять температуру, усиливать работу вентилятора, менять направления. Надо ли говорить, что я этих особенностей не заметил. В Хельсинки пригревало, в то время как в Питере был колотун.
Я стал разбираться с другими возможностями. Научился управлять мультимедиа голосом. Действительно, можно голосом проложить маршрут к магазину Louis Viuitton или к Happy!, где New Balance продают за 99 евро. В России Toyota Prius все–таки продается! Но цена — 2,2 млн рублей. Для нас это очень нишевая модель, работающая на имидж марки. А вот для Японии — самая продаваемая машина в 2016 году: их купили почти 250 тыс. штук! Вдумайтесь: больше, чем Lada Kalina, Vesta и Priora, вместе взятые!
Каковы перспективы Toyota Prius в России? За эти деньги можно легко купить Mercedes C–класса. Он престижнее, менее ярок внешне, но имеет высокую цену на вторичном рынке. Однако стали же для доставки еды покупать Smart, хотя дешевле купить Lada или Ravon. Так и с Toyota Prius — она красива, необычна и есть надежда поездить бесплатно! Наше стремление к халяве неистребимо. Даже если за нее придется переплатить.