Новый президент весь свой срок проведет, претворяя в жизнь инициативу Десятилетия детства. Региональным руководителям следует приготовиться: не исключено, что им на голову свалится новая порция "майских указов". Но ради того, чтобы наши дети ходили на правильные митинги, придется постараться.
Владимир Путин — человек все-таки большого размаха. Если к традиционным тематическим годам, неделям и дням мы все давно привыкли и даже не особенно их замечаем (ну вот многие ли знают, что сейчас у нас Год экологии, а до этого был Год образования в странах СНГ?), то на этот раз президент решил объявить сразу Десятилетие детства — со следующего года и до 2027-го.
Идею десятилетия высказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в ноябре прошлого года. И она пригодилась в самый нужный момент.
На одном из совещаний председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина заявила: "Мы все взволнованы событиями, произошедшими 26 марта, когда в демонстрациях на улицах городов появились дети, говорившие в микрофон с чужого голоса. Но вскоре в мае, как и в прошлые годы, по зову сердца, по собственной воле тысячи наших детей пойдут и встанут в ряды Бессмертного полка. И те и другие — наши дети. И мы в ответе, куда и за кем они пойдут. Надо помочь им включиться в общественно значимые дела. И тогда они точно не отправятся на митинг, за участие в котором им обещают деньги".
Зинаида Драгункина имела в виду митинги под лозунгом "Он вам не Димон", к которым присоединилось значительное число старшеклассников и студентов младших курсов.
10 лет — как раз цикл обучения в школе, так что новое начинание охватит всех, от первоклассников до выпускников. Как говорит сейчас Валентина Матвиенко, это все вложения в человеческий капитал и процесс совершенствования государственной политики в этой сфере не может останавливаться.
Создаются такие тематические мероприятия довольно просто: и без того планирующиеся вещи нужно внести в общий список, и вот стройка детского сада происходит уже не просто так, а в рамках Десятилетия детства. Расходов все равно будет столько, сколько позволит бюджет (пособие по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет увеличить с 50 рублей так и не вышло) — но все горожане окажутся в курсе заботы партии и правительства о народе. Плюс необходим итоговый форум.
Программы все же нужны. Без президентского указа у нас ничего не делается. В этом году заканчивается пятилетняя Национальная стратегия действий в интересах детей, и в феврале 2017 года президент Владимир Путин в рамках стратегии, например, поручил правительству рассмотреть вопрос об обеспечении лекарствами детей с хроническими заболеваниями. И, как знать, может быть, без Национальной стратегии чиновники бы и не додумались больным детям давать лекарства.
Зато в рамках стратегий и программ можно придумать много шагов, куда более важных и почти бесплатных. То есть позаботиться о духовном развитии.
Практически все, что делается в России, делается в интересах детей. Запрет на пропаганду гомосексуализма, запрет на усыновление иностранцами, запретительные ограничения на публикации в Интернете — все это ради них. В Национальной стратегии так и говорилось: "Открытость страны мировому сообществу привела к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К сожалению, окончательно искоренить открытость страны мировому сообществу за 5 лет не удалось. Только недавно законодатели все-таки декриминализировали семейные побои, а сейчас обсуждают идею введения ответственности за участие несовершеннолетних в митингах. Впереди еще 10 лет напряженной работы.
После антимедведевских митингов чиновники взялись за дело всерьез. Оказалось, что Российского движения школьников и военно-патриотического движения "Юнармия" как будто недостаточно. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин объявил о создании движения "Юные следователи". И этот почин следует подхватить руководителям всех имеющихся федеральных служб и ведомств. Министр образования Ольга Васильева внесла свой вклад, предложив активнее привлекать студентов к ремонту зданий вузов и общежитий.
Всяк на свой лад заботится о детях, и глава каждого федерального ведомства должен предложить свой вариант. Ведь десятилетие, конечно, потребует гораздо большего размаха, чем стандартная пятилетка. Ну а региональным руководителям следует приготовиться: не исключено, что исполнения "детских" поручений в Кремле будут требовать не менее рьяно, чем майских указов.