Рекордное похолодание в мае и июне существенно повлияло на розничный бизнес. Самый сильный удар приняли продавцы одежды и обуви, теплые куртки сейчас интересуют петербуржцев гораздо больше сарафанов. Чуть лучше ситуация у DIY-сетей, холодный май просто сдвинул начало сезона.
Неожиданная даже для Петербурга холодная весна и первые дни лета негативно отразились на финансовых показателях петербургского бизнеса. Фэшн-ретейлеры вытаскивают из запасников старые коллекции и уже не рассчитывают на продажи летней коллекции без распродаж. Не повезло и DIY-рынку: осенняя погода заставила петербуржцев повременить с дачным сезоном, в итоге товары для сада оказались им пока не нужны.
Май 2017 года стал одним из самых холодных за историю Петербурга, среднемесячная температура в прошлом месяце составила +5,4, первый месяц лета пока тоже не успел порадовать горожан теплом. "Наиболее чувствительны к нелетним холодам действительно DIY-сегмент и продажи одежды, снижение может для них составить десятки процентов, — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — И если в сегменте DIY мы получим просто отложенный спрос, когда все необходимые товары жители купят чуть позже, то для продаж одежды плохая погода стала еще одним гвоздем в крышку гроба". Дело в том, что обновление летнего гардероба в основном происходит в два весенних месяца, затем трафик торговых центров резко снижается из-за отпусков, и если одежду не распродали сейчас, то сезон не удался, объясняет эксперт. По данным "Петростата", объем торговли непродовольственными товарами в I квартале 2017 года вырос на 1,4%, до 189,3 млрд рублей.
Грядки в снегу
Весна для продавцов товаров для ремонта — это начало высокого строительного сезона. С марта активизируются ремонтные работы и загородное строительство, а значит, растет спрос на общестроительные и отделочные материалы. Но в этом году аномально холодная весна сдвинула начало строительного сезона примерно на месяц, признает гендиректор СТД "Петрович" Евгений Мовчан. В итоге ретейлер пока расширил ассортимент отделочных материалов и инженерной сантехники — эти меры должны простимулировать потребительский спрос, надеются в "Петровиче".
В сети магазинов "220 вольт" за годы работы в петербургском климате на практике проверили следующую формулу: каждый градус ниже 10 градусов ведет к падению продаж на 2%, а каждый градус ниже 5 градусов — это уже минус 5% продаж. Получается, если на улице стоит температура +6, продажи в магазинах снижаются на 8%.
В холодную погоду в магазинах DIY под угрозу попадают товары для дачи, сада и огорода. "Если на улице ниже 15 градусов летом, то садовую технику просто не покупают. Единичные продажи есть. Но в целом люди не ездят на дачи, не покупают технику, трава не растет, старая техника не ломается", — объясняет управляющий партнер "220 вольт" Алексей Федоров.
Шапки против кепок
У фэшн-ретейла с холодной весной свои счеты. И без того невысокие на фоне падения покупательной способности продажи подкосила непогода. Игроки рынка сетуют, что в этом году летние коллекции продавались в апреле-мае хуже, чем в прошлом.
"Такой резкой перемены климата, признаюсь, не ожидал никто. В июне прошлого года в это же время мы активно продавали летнюю коллекцию, утепленные вещи же не пользовались большим спросом, поэтому их убирали в подсобные помещения до августа, освобождая место для востребованных летних моделей, — вспоминает коммерческий директор сети магазинов BAON Анна Сироткина. — В этом году все наоборот. Покупатели еще не успели оценить новые летние модели и продолжают скупать куртки, свитера, ветровки и брюки".
Остатки по летнему ассортименту на сегодняшний момент выше, чем в прошлом году, о высокой маржинальности продаж говорить не приходится, говорит Анна Сироткина: "Многие бренды уже вышли на распродажу, другого варианта вытащить деньги на закупку новой коллекции нет. Но даже ранний sale не поможет, если все-таки не придет лето".
Вариантов у продавцов одежды немного. "Скорректировать ассортимент в магазинах в соответствии с текущей погодой тоже довольно сложно. Одно дело, если теплым летом часто случаются грозы — вы выставляете на витрину дождевики и ветровки, которые в принципе входят в летний ассортимент. Другое дело, когда температура поздней весны — начала лета не поднимается выше 10 градусов. Где взять теплые вещи?" — объясняет Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group. Соответствующий ассортимент из весенней коллекции уже распродан, а остатки отправлены в аутлеты, магазины распродаж или на склады, они не хранятся в магазинах. Инструментов быстрого реагирования на такие погодные аномалии практически нет, в итоге магазины остаются без нужных оборотных средств, обеспечивающих рентабельность бизнеса, подводит итог эксперт.
На фоне всего фэшн-ретейла в наилучшем положении оказались интернет-магазины. В отличие от офлайн-магазинов, которые осуществляют поставки заранее, им не нужно тратить деньги на перевозку товаров в те регионы, где из-за погодных условий они не будут востребованы — все товары хранятся в едином фулфилмент-центре, откуда и происходит доставка, объясняют в Lamoda.
Объем фэшн-рынка (одежда, обувь, аксессуары), по оценкам Fashion Consulting Group, в 2016 году вырос на 1%, до 2,3 трлн рублей. Не внушает оптимизма то, что примерно для 40% населения, по данным экспертов, покупка новой одежды финансово затруднительна.