Управляющий Северо-Западным филиалом "Евросети" о том, почему растут продажи китайских смартфонов

Автор фото: Евросеть

Розничный рынок электроники меняется под запросы покупателей. О том, как именно, что нового появилось в потребительской корзине россиян, о взрывном росте продаж китайских смартфонов и потребительском кредитовании "ДП" поговорил с управляющим Северо–Западным филиалом "Евросети" Мариной Савкиной.

Как чувствует себя рынок электроники в этом году? Есть ли категории товаров, которые определенно уйдут с рынка в ближайшее время?

— Мы видим, что рынок приходит в себя после затянувшегося кризиса, и об этом говорят цифры. В I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий рынок телефонов на Северо–Западе показал рост на 7% в деньгах — с 7,9 млрд до 8,5 млрд рублей. Средняя цена телефона выросла на 9%, до 10 тыс. рублей.
Рынок смартфонов чувствует себя гораздо лучше: он вырос и в количестве — на 8%, до 640 тыс. штук, и в деньгах — на 10%, до 8,1 млрд рублей. Лидеры продаж — Samsung и Apple, из китайских смартфонов — Lenovo.
А вот рынок планшетов падает: на 21% в количестве, на 24% в деньгах. Это всероссийский тренд. Планшеты активно вытесняются многофункциональными смартфонами, которые становятся более универсальными и увеличиваются в размерах. А также потребители чаще приобретают ноутбуки, которые становятся удобнее и легче.
В целом наш прогноз по рынку до конца года достаточно оптимистичен. По итогам 2017 года смартфоны могут показать рост 5% в количестве и примерно 10% в деньгах к прошлогодним показателям. Смартфоны давно закрепили за собой статус товаров повседневного спроса и продолжат играть роль локомотива на рынке портативной электроники, оказывая влияние на все смежные сегменты. Мир меняется очень быстро, вместе с ним меняются и потребительские предпочтения. Мы работаем на опережение, наша матрица товара полностью отражает спрос. Теперь мы предлагаем покупателям не три витрины техники, как лет пять назад, а три–четыре полки на одной витрине и несколько моделей, в которых сосредоточены все пожелания клиентов.
Причин для ухода какого–либо направления с рынка я не вижу. Аутсайдеры со снижающимся спросом, безусловно, есть и будут. Но у каждого направления есть свой покупатель. Кроме того, девайсы продолжают развиваться в смежных нишах: растет доля фаблетов (в I квартале 2017 года их доля выросла с 7 до 10% в натуральном выражении).
Восстановление рынка мы связываем с начавшимся экономическим подъемом, которому поспособствовали укрепление курса рубля и снижение инфляции, и с тем, что ретейл активно поддерживает спрос населения различными маркетинговыми акциями и программами рассрочек. Лояльная политика банков в отношении потребительского кредитования также стимулирует рост частоты покупок.

Как изменилось поведение покупателей за последний год?

— Позитивное настроение потребителей сегодня ощутимо. По нашим наблюдениям, покупатель чувствует себя увереннее во многом благодаря тому, что инфляционный рост практически остановился, рубль укрепляется. Впрочем, кризис оставил определенный отпечаток, ставший продолжающимся трендом всего российского рынка. Начиная с 2014 года модель потребления изменилась в пользу китайских брендов, а фактор моды не играет такую важную роль. Покупки стали прагматичными. Сегодня люди хорошо разбираются в продукте. Приходя в магазин, они дают четкие параметры желаемого устройства. Раньше основным критерием выбора был бренд, а к характеристикам товаров относились второстепенно. Теперь же при покупке главный акцент делают на функциональных возможностях. А так называемые торговые марки второго эшелона имеют лучшее соотношение цены и качества и отвечают требуемым параметрам.
Уверенно растет доля китайских брендов. Среди них одними из лидеров стали смартфоны Lenovo и ZTE. Существенно растут продажи и других китайских марок. Например, в целом по России в марте 2017 года по отношению к марту 2016 года продажи смартфонов Digma выросли в 164 раза, Meizu — в 5 раз, Xiaomi — в 189 раз. Важно отметить, что потребительская корзина наших покупателей тоже изменилась. Помимо того, что к технике они приобретают аксессуары в виде карт памяти, наушников, фитнес–браслетов и аккумуляторов, уже становится нормой страхование гаджетов и продление их гарантии.

Что происходит с продажами в кредит либо в рассрочку?

— Количество кредитов в последнее время заметно возросло. Рост кредитной выручки по нашей компании только на Северо–Западе составил 11%. Если в 2015 году политика банков в отношении потребительского кредитования была сдержанной и они неохотно выдавали населению заемные средства, то начиная с 2016 года их политика изменилась, они стали более лояльными, и покупатели теперь могут приобретать более дорогие модели телефонов. В I квартале 2017 года средний чек по кредиту составил 23 тыс. рублей (+23% к уровню 2016 года). Доля рассрочки за этот же период приросла на 31%.

Каков ваш прогноз развития розницы электроники? Стоит ждать консолидации или ухода с рынка каких–то игроков в ближайшие 2–3 года?

— Думаю, продолжится чистка рядов, которая началась еще в кризис. Серый рынок, основанный на нелегальном ввозе товара из–за границы, все меньше вызывает доверие у потребителя. Крупные игроки рынка будут активнее развивать смежные ниши. Да, консолидация неизбежна — это процесс эволюции, в котором мы с вами живем.

В Петербурге целесообразно еще открывать новые точки или рынок уже насыщен и салоны стоят на каждом углу?

— Рынок еще не достиг своего насыщения. В том числе этому поспособствовал кризис, в период которого многие no–name игроки закрылись, а рынок аренды упал.
Сегодня на Северо–Западе сосредоточено более 12% салонов всей "Евросети" (всего в сети более 4 тыс. точек), из них около половина — в Петербурге и Ленобласти. При этом общее количество салонов в I квартале 2017 года осталось без изменений относительно аналогичного периода прошлого года.
Мы постоянно следим за ситуацией на рынке, за появлением новых магазинов и торгово–развлекательных центров и оперативно принимаем решение релоцировать тот или иной салон в более привлекательное место. Для нас важно быть рядом с клиентом, поэтому мы очень тщательно анализируем потребительский спрос и при необходимости открываем новый магазин. В текущем году мы планируем прирасти на 5–10%.

Вы активно продаете финансовые услуги, на которые уже приходится почти 90% оборота. Какие сегменты у вас показывают наибольший рост?

— Сегодня в наших салонах почти не встречаются люди, которые приходили бы только ради покупки телефона или ноутбука. Теперь в порядке вещей совершить денежный перевод в дальнее зарубежье или СНГ, погасить кредит, купить турпутевку или оплатить авиабилеты. Каждая из финуслуг в I квартале 2017 года приросла в среднем на 20%.
Все большей популярностью пользуется страхование, мы отмечаем, что клиенты стали больше приобретать страховую защиту для себя и своих родных, для своего имущества. У людей, купивших технику, возникает потребность ее защитить и оградить себя от дорогостоящего ремонта в случае негарантийной поломки или расходов на покупку новой техники в случае ее утраты.
В период летних отпусков мы отмечаем увеличивающийся спрос на авиа– и железнодорожные билеты. Активно развивается бонусная программа "Кукуруза", которая одновременно является полноценной банковской картой с возможностью установки кредитного лимита или подключения услуги "Проценты на остаток", без платы за обслуживание.

Участники онлайн–рынка сетуют на то, что продажи российских интернет–магазинов падают, а люди переключаются на заказы у китайских ретейлеров. Ваша компания ощущает угрозу со стороны таких гигантов, как AliExpress и JD.com?

— Люди опасаются совершать дорогостоящие покупки на зарубежных сайтах, и, как правило, их покупки ограничиваются аксессуарами для гаджетов.
Аксессуары в выручке "Евросети" от онлайн–продаж занимают не такую большую долю, чтобы мы почувствовали негативные изменения. Наши товары не в зоне риска, на них требуется постпродажное обслуживание, которое китайские интернет–магазины не могут оказать оперативно. Для российского потребителя приоритетными факторами являются скорость, надежность и гарантии. "Евросеть" выигрывает и в этом.

Справка

Компания" "Евросеть"

> Основана в 1997 году. Крупнейшая российская розничная компания, реализующая услуги на рынках сотовой связи, мобильной электроники, портативной техники и аксессуаров, а также финансовых сервисов.
> Сеть насчитывает более 4 тыс. салонов в России и Белоруссии, в том числе около 500 на Северо–Западе.
> Чистая прибыль "Евросети" в 2015 году составила 1,48 млрд рублей (данных за 2016 год пока нет).


Биография

Марина" Савкина

> Родилась в Иркутске в 1983 году, окончила Балтийскую академию предпринимательства по специальности "экономист".
> Карьеру в "Евросети" начала в 2010 году с должности менеджера по товару Северо–Западного филиала, через полгода стала региональным директором, а в ноябре 2011 года была назначена директором по продажам субфилиала. В мае 2013 года заняла пост директора по продажам Северо–Западного филиала. С мая 2017 года возглавила филиал.