Подконтрольный миллиардеру Александру Усову "Лесплитинвест" скупает лесозаготовительные компании

 

Лесопильный комплекс "Лесплитинвест" (Приозерский район Ленобласти) на фоне жесткого дефицита сырья в регионе начал активную скупку лесозаготовительных предприятий. Холдинг, подконтрольный Александру Усову (бывшему деловому партнеру семьи экс–министра обороны Анатолия Сердюкова), уже купил лесозаготовительный комплекс "Лемо–вуд" у шведского концерна Lemo Agency AG и ведет переговоры еще с несколькими предприятиями Ленобласти.

Скупка активов

В "Лесплитинвесте" сделку не комментируют. Но информацию подтверждают участники рынка, а также данные СПАРК, по которым "Лемо–вуд" возглавил гендиректор "Лесплитинвеста" Ярослав Кошицкий. По телефонам, указанным в СПАРК, в "Лемо–вуд" дозвониться не удалось. Оборот компании в 2015 году составил 206 млн рублей.
По данным участников рынка, фирма заготавливает около 30 тыс. м3 древесины в год в Приозерском районе на арендованном на 49 лет участке. Стоимость сделки, по разным оценкам, могла составить до 200 млн рублей.
По мнению экспертов, переработчикам выгодно покупать готовый бизнес по заготовке древесины и не вкладываться в аренду и заготовку леса самостоятельно. "Лесплитинвест" многим участникам рынка предлагал продать бизнес, рассказали "ДП".
В частности, шли переговоры с компанией "Привус" (совладелец — Олег Лебедь, возглавлявший до 2003 года региональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования). В компании от комментариев отказались. По данным "ДП", сделка не состоялась, так как объемы заготовки "Привуса" малы — 10 тыс. м3 в год.

Планов на миллиарды

ОАО "Лесплитинвест" входит в промышленную группу "Союз" Александра Усова, который был бизнес–партнером семьи экс–министра обороны РФ Анатолия Сердюкова ("ДП" подробно писал об этом). "Лесплитинвест" — лесопильный завод в Приозерском районе, где производится 110 тыс. м3 пиломатериалов в год, для чего требуется 240 тыс. м3 древесины в год. Кроме того, "Лесплитинвест" выпускает 350 тыс. дверных блоков, 10,8 тыс. погонных метров погонажных изделий и 120 тыс. м2 плит МДФ в год.
В 2015 году на предприятии завершилась модернизация стоимостью 1,2 млрд рублей. Потребности компании в сырье увеличились примерно на 100 тыс. м3 в год. Компания также планирует вложить около 300 млн рублей в создание производства древесных гранул на 31 тыс. т продукции в год. Кроме того, ранее в "Лесплитинвесте" заявляли о планах построить в Ленобласти фанерный комбинат за 4 млрд рублей, где объем требуемого сырья составит 240–250 тыс. м3 в год.

Лес со скандалом

При таких масштабных планах объем сырья, потребляемого компанией, должен составлять не менее 600 тыс. м3 в год. Ранее представители "Лесплитинвеста" заявляли, что сырье закупают в Карелии, Архангельской и Вологодской областях.
В 2016 году комитет по природным ресурсам Ленобласти провел аукцион на аренду более 120 га лесного фонда в Подпорожском и Бокситогорском районах, где можно заготавливать более 210 тыс. м3 в год. Это важное событие для игроков: последний раз подобные аукционы проводились 5 лет назад. Но из восьми участников к конкурсу был допущен только "Лесплитинвест", который и стал победителем. После жалоб других участников в УФАС Ленобласти антимонопольное ведомство аннулировало торги. Комитет обжаловал это решение в суде, и суд первой и второй инстанции встал на сторону областных чиновников. А вот кассация уже согласилась с тем, что торги были незаконными. Но договор аренды с "Лесплитинвестом" заключен, компания работает на арендованных участках, хотя судебные разбирательства продолжаются.

Дорогой экспорт

Вопрос с нехваткой сырья в Ленобласти из года в год становится все более острым. В прошлом году было заготовлено 5,5 млн м3 древесины, это на 14% меньше, чем в 2015 году. Снижение связано в том числе с тяжелыми погодными условиями. По данным комитета по природным ресурсам, в регионе договоры аренды действуют на 4,9 млн га с ежегодным объемом вырубки 6,2 млн м3. Это 67% от разрешенного объема заготовки на 2016 год. Остальные площади, где могла бы вестись заготовка леса, труднодоступны.
По оценке главы Союза лесопромышленников Ленобласти Юрия Орлова, мощности по переработке леса на треть превышают объемы заготовки сырья. Переработчики уже давно закупают древесину в других регионах — около 1,6 млн м3 в год. Нехватка сырья связана еще и с тем, что часть древесины идет на экспорт, несмотря на заградительные пошлины. При этом рентабельность заготовки древесины низкая — около 5%.
По словам гендиректора ЗАО "Петровлес" Виктора Гусева, местные лесопильные производства предлагают очень низкие цены на пиловочник, который является основной доходной продукцией заготовителей. Средняя цена — 3,7–3,9 тыс. рублей за 1 м3 — на грани себестоимости. В итоге поставлять его за границу выгоднее, чем продавать внутри страны, даже с учетом пошлины 15% от стоимости продукции. В Финляндии за 1 м3 платят 90 евро. "Я бы с удовольствием продавал круглый лес местным переработчикам, но по адекватной цене. Сейчас приходится экспортировать, но это сложно и неудобно. Реализовывать товар в Ленобласти было бы проще", — говорит Виктор Гусев. Примерно 20% от заготовленного в Ленобласти леса экспортируется. На экспорт ориентированы и областные лесопилки — у них рентабельность составляет от 30%.