Российские промышленники впервые с 2012 года нарастили объем несырьевого экспорта. До 2025 года им поставили задачу увеличить вывоз товаров до рекордных $200 млрд в год.
Только экспорт, по мнению участников дискуссий и круглых столов ПМЭФ–2017, позволит решить задачу по увеличению темпов экономического роста, поставленную президентом РФ Владимиром Путиным. Надежд на рост внутреннего потребления остается все меньше в связи со снижением реальных доходов населения, которые опустились, по оценкам Внешэкономбанка, до уровня 2009 года и продолжают падать. Но и на внешних рынках, как выясняется, российских производителей никто не ждет, многие страны выставляют непреодолимые заградительные барьеры.
Одни барьеры можно снять только с помощью межправительственных соглашений, а чтобы нивелировать влияние других, нужны субсидии, отмечают бизнесмены. Но даже господдержка не всегда помогает.
Невероятная цель
Экономический рост невозможен без увеличения объемов экспорта, подумали в Минэкономразвития РФ и подготовили Приоритетный план правительства для поддержки экспорта.
Согласно этому плану, к 2025 году объем несырьевого российского экспорта должен достигнуть $200 млрд. И хотя с начала 2017 года весь российский экспорт начал расти (см. "Экспорт товаров из России"), до целевого показателя очень далеко: сегодня объем несырьевого экспорта почти вдвое ниже целевого уровня. Для его достижения придется наращивать экспорт продовольствия, машин, текстиля, древесины, металлов и других товаров средними темпами не ниже 9% в год.
Повод для оптимизма уже появился. В I квартале 2017 года зафиксирован прирост несырьевого экспорта как в стоимостном эквиваленте (+19% по отношению к I кварталу 2016 года), так и в физических объемах, констатирует Петр Фрадков, генеральный директор АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ, создан в 2015 году для поддержки российского экспорта и объединяет в себе Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и АО "Росэксимбанк"). "Когда создавали РЭЦ, постарались учесть все потребности бизнеса. Сформировали пул экспортных мер, которые касаются всей сферы экспорта в целом и должны закрыть любой вопрос экспортера", — говорит Петр Фрадков.
Начиная с 2012 года, когда объем вывозимых из России товаров достиг рекордных отметок, продажи за рубеж сокращались в стоимостном выражении в среднем на 16% в год. Причем экспорт сырья рухнул на 62%, а вывоз товаров, произведенных предприятиями обрабатывающей промышленности, снизился только на 28%. Против тренда двигались производители продовольствия, сельскохозяйственной продукции и текстиля. Им удалось увеличить отгрузку товаров за границу с 2012 года на 31%. Однако это не оказало существенного влияния на общую картину, так как доля сельхозпроизводителей и пищевиков в совокупном экспорте едва превышает 5,5%.
Экспортные барьеры
Среди несырьевых экспортеров наибольшую долю занимают металлурги, деревообработчики и химическая промышленность. На их долю приходится 20% несырьевого товаропотока.
Наиболее востребованы за границей такие российские несырьевые товары, как алюминий и его сплавы, полуфабрикаты нелегированной стали, пшеница, пиломатериалы, удобрения, горячекатаный нелегированный листовой прокат, медь, металлы платиновой группы, а также мороженая рыба.
А вот машиностроителям тяжело покорять внешние рынки со своими изделиями. Сегмент мирового рынка, в который могут свободно войти российские компании, — не больше 1%, так как большинство стран защищают своих собственных производителей, говорит Андрей Панков, гендиректор ЗАО "Рено Россия".
"Если бы мы сегодня экспортировали в Иран двигатели или кузова, то платили бы 20% пошлины. Поэтому мы просим российских представителей Минэкономразвития, Минпромторга рассмотреть возможность заключения временного и ограниченного соглашения с Ираном, которое позволит в идеале снизить пошлины до нуля или хотя бы до 5%", — говорит Андрей Панков.
Создают барьеры на пути российских товаров даже соседи России, с которыми сложились давние торговые отношения. "Несмотря на поддержку государственной власти, направленную на увеличение экспорта, объем экспортных поставок за первые 5 месяцев этого года снизился", — говорят на петербургском заводе корейской компании Hyundai Motor — "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".
Этот автозавод продает автомобили в страны СНГ и Ближнего Востока, а летом 2016 года начались поставки в Тунис и Грузию. Предприятие получает поддержку в виде субсидий на транспортировку экспортных автомобилей на федеральном и региональном уровне. "Однако этого оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение объемов экспорта, связанное с введением Казахстаном утилизационного сбора", — сообщили на заводе. А между тем Казахстан — крупнейший покупатель произведенных в Петербурге автомобилей Hyundai. За первые 5 месяцев этого года туда отправлено 500 авто, на втором месте Белоруссия — 490 авто.
"Хендэ Мотор" по итогам 2016 года отправил за границу около 7 тыс. автомобилей. Экспорт за первые 5 месяцев 2016 года составил 1,5 тыс. автомобилей. А с января по май 2017–го — чуть более 1,3 тыс.
“
Мы работаем над снятием барьеров, имеющихся перед российским экспортом на мировых рынках. Пару недель назад состоялась встреча министров торговли стран АТЭС, на которой новый министр торговли США подтвердил концепцию отхода от механизма свободной торговли к принципу справедливой торговли, в переводе на русский язык это означает изящный протекционизм. Это новая реальность, и мы должны это понимать и соответствующим образом подкручивать наши механизмы. В случае отрицательного торгового баланса можно вводить ограничительные меры против стран–экспортеров.
Станислав Воскресенский
Заместитель Министра Экономического Развития Рф
“
У нас большой объем сырьевого экспорта, и для него нужна тяжелая инфраструктура — порты, железнодорожные подходы к ним, — которую тоже нужно развивать. Сейчас не хватает подвижного состава для грузов, требующих температурного режима. Необходимо также развивать и нематериальную инфраструктуру, информационные технологии: электронный документооборот, электронную подачу заявок в РЖД. Необходимо развивать транспортные коридоры: Транссиб и Северный морской путь, чтобы ускорить движение товара.
Александр Исурин
Председатель Правления Fesco