22:5012 июня 201722:50
8970просмотров
22:5012 июня 2017
В Петербурге вновь прошел митинг оппозиции против коррупции, инициированный Алексеем Навальным. Он вышел не таким ярким, как 26 марта, но таким же многочисленным и с гораздо большим количеством задержанных.
Сегодня по всей России прошли массовые митинги против коррупции, анонсированные в начале апреля Алексеем Навальным. В Петербурге акция прошла на Марсовом поле.
К митингу готовились и оппозиция, и власти, которые за несколько дней до него начали проводить агитационную кампанию. В социальных сетях стали распространяться ролики с призывом воздержаться от незаконных митингов, потому что они ведут к беспорядкам, Майдану, а их участников просто используют в своих интересах корыстные политики, мечтающие разрушить страну.
Несколько вузов выпустили на своих сайтах обращения к студентам с призывом не участвовать в незаконных митингах.
В руки журналистов попали якобы внутренние документы Смольного, где расписывался план контрмер против оппозиционных митингов. На Марсовом поле в итоге устроили страйкфест, который должен был проходить с 12 до 19 часов, но прекратился около часа дня из-за начинавшегося митинга.
Несмотря на массовую агитацию, уже в половине второго (оппозиция призвала прийти к 14:00) на Марсовом поле начала собираться внушительная толпа. К 2 часам вокруг монумента жертвам революции гуляли уже 10 тыс. человек.
Средний возраст участников, как и 26 марта, — около 20 лет. Среди них много спортивного вида парней с татуировками. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это петербургские националисты. Но все же большинство — студенты и школьники — те, кто через 5-10 лет будут основой экономики страны.
"Ничего не было построено за 20 лет. Ни новых заводов, ни больниц, ни железных дорог. Мы не развиваемся. Нам все это не нравится. Пусть кто угодно будет, лишь бы не Путин и "Единая Россия". Власть надо менять", — рассказывают мне два школьника 16 и 17 лет. Они впервые пришли на подобную акцию. Хотели прийти 26 марта, правда, тогда из-за учебы пропустили.
При этом лидеров оппозиции в толпе не наблюдалось. Половину из них с самого утра не выпускали из дома, как главу Штаба Навального в Петербурге Полину Костылеву. Под дверью ее квартиры сидели сотрудники полиции, которые настойчиво призывали пройти с ними на беседу в отделение.
А в отсутствии лидеров на площади происходило броуновское движение. Люди стояли и хлопали, ходили кругами или просто скандировали лозунги: "Россия без Путина!", "Долой царя!", "Кря-кря-кря!" и др. Многие пришли с флагами России и маленькими желтыми уточками — напоминаниями о фильме "Он вам не Димон". Кто-то принес и огромную надувную желтую утку, которую стали бросать над толпой под общий смех и аплодисменты. Полиция минут пять смотрела на это, а потом под смех оппозиционеров задержала надувную игрушку.
"Так, нас много, а что дальше? Может, пойдем куда? Не знаешь?" — спрашивает у меня какой-то парень. Я честно пожимаю плечами, потому что не представляю, что будет дальше. Зато полиция, кажется, знает. После того как 26 марта юные оппозиционеры устроили после митинга на Марсовом шествие по всему центру города, полицейские получили нагоняй и теперь стараются любые акции пресекать в зародыше. Поэтому с самого начала акции людей стали задерживать. Отряды полицейских — все в черном, в касках, бронежилетах и с дубинками наперевес — врезались в толпу, окружая митингующих. Первые попавшие в котел не пытались вырываться, но чем больше было задержаний, тем активнее люди сопротивлялись.
В один из таких котлов попал и я. В какой-то момент полицейские, невзирая на удостоверение, висящее на шее, затолкали в толпу, которую окружили суровые вооруженные люди. Вместе со мной в окружении оказалось много молодых крепких ребят, которые, недолго думая, решили прорваться. Не с первой, но со второй попытки у них это получилось, и из окружения выбежали около двух десятков человек. Надо отдать должное некоторым полицейским, которые сами помогали нескольким ребятам сбежать. Но в целом власти действовали жестко. Каждый раз, когда толпа начинала скандировать "Путин — вор!", требовала честных выборов или смены власти, туда, где громче кричали, бросался ОМОН и начинал массовые задержания. В итоге, по официальным данным, на момент написания текста было задержано 546 человек, среди которых много несовершеннолетних.
Однако ни задержания, ни усиливающийся дождь не разгоняли толпу. Кутаясь в куртки, прячась под зонтами, люди продолжали скандировать антиправительственные лозунги, а в какой-то момент на площади начали петь гимн России.
Через несколько часов, устав от дождя и стояния на месте, толпа двинулась на Дворцовую площадь, так же как и 26 марта. Полиция оперативно бросилась в погоню. Площадь была моментально оцеплена, туда стянули Росгвардию и дополнительные наряды. Правда, меры безопасности оказались излишними: до главной площади Петербурга добралась всего пара сотен активстов, остальные просто устали от дождя и неорганизованности. "Ну че мы туда пойдем? Опять, как бараны, будем стоять. Надо было раньше гулять, когда нас много было", — рассуждают рядом со мной два промокших насквозь парня лет восемнадцати. Их можно понять. Отсутствие лидеров и координации раздражает, ведь совершенно непонятно, что будет дальше и какие шаги будут предпринимать митингующие. Но у этого есть и большой плюс: полиция тоже не может предсказать действий своих противников. "Надо признать, что у них (оппозиции) план гораздо лучше нашего", — рассуждают полицейские на Дворцовой. По ним видно, что их тоже порядком достала беготня за активистами и попытки угадать действия оппозиции.
Без лидеров и хоть какой-то внятной координации митинг получился не таким стройным, как 3 месяца назад, но благодаря массовым задержаниям стал таким же драйвовым и запоминающимся.