Мясокомбинат "Всеволожский" ходатайствовал об аресте всего кухонного оборудования сети блинных "Чайная ложка", которая задолжала ему за поставку колбасы.
ООО "Мясокомбинат Всеволожский" пытается через Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскать с операционной компании сети ООО "Виктория" 1,8 млн рублей за поставленную колбасную продукцию. В качестве обеспечения взыскания кредитор просил наложить арест на 51 холодильник, 39 посудомоечных машин, 28 барных стоек, семь овощерезок, шесть картофелечисток, 10 разных печей, четыре пары весов, 11 компьютеров, 33 сервера, также посуду, мебель и прочую мелочь.
Все эти предметы, согласно ходатайству, расположены по адресам девяти уличных кафе "Чайная ложка" (Невский, Чкаловский, Лиговский, Московский и Каменноостровский и Чернышевского проспекты, 7-я и 11-я линии В.О. и ул. Садовая), кафе на Московском вокзале, а также 18 торгово-развлекательных комплексов Петербурга, на фудкортах которых есть "Чайные ложки": пяти гипермаркетов "Лента", трех "Каруселей", двух гипермаркетов "О’Кей", ТРК "Лето" и ТРК "Монпансье".
В обоснование ходатайства юристы мясокомбината сообщили суду, что в настоящее время должник предпринимает подозрительные действия, похожие на заметание следов перед фиктивным банкротством: одновременную смену гендиректора и владельца на лицо, имеющее признаки "массового" директора; "фиктивное" обременение торгового оборудования правами требования аффилированных третьих лиц; наличие долгов по налогам.
Не хватило документов
Кроме того, чтобы устранить последние сомнения судьи, истец внес на депозит суда встречное обеспечение своего требования - 1,8 млн рублей.
Однако суд в удовлетворении ходатайства отказал: по мнению суда, истец "не представил документы, свидетельствующие о возможном причинении ему значительного ущерба, доказательств отчуждения ответчиком принадлежащего ему имущества, совершения операций, направленных на ухудшение имущественного положения, осуществления деятельности, свидетельствующей о недобросовестном намерении уклониться от погашения спорной задолженности, и наличия реальной угрозы невозможности в будущем исполнить судебный акт".
Тем не менее опасения кредитора, похоже, действительно небеспочвенны. Дело в том, что ООО "Виктория" 5 июня получило иск о банкротстве от аффилированной компании - ООО "ТЗ Чайная ложка" (держатель товарных знаков, оборот 40 млн рублей, принадлежит по ЕГРЮЛ Илье Гуревичу, основному бенефициару сети "Чайная ложка") - за долг в 67 млн рублей. Долг этот в арбитраже просужен не был, фирма сразу обратилась с заявлением о банкротстве по упрощенной процедуре.
По словам Владимира Полуянова, партнера "Апелляционного центра", без просуживания долга иск о банкротстве должника может подавать либо банк, либо кредитор, выкупивший права требования у банка.
Действительно, согласно реестру залоговых прав, в феврале 2017 года прекратил действие залог принадлежащего ООО "Виктория" оборудования "Чайной ложки" в пользу ББР банка, и тогда же возникло право залога на то же оборудование в пользу "ТЗ Чайная ложка". "Одно из двух: либо долг был выкуплен, либо погашен поручителем, который приобрел таким образом право требования к основному заемщику", - комментирует Владимир Полуянов.
Смена гендиректора
В апреле 2017 года в "Виктории" сменился гендиректор: топ-менеджер "Чайной ложки" Максим Агафонов уступил кресло Тимофею Шалагину. А месяцем ранее Агафонов уступил Шалагину и свою долю в компании - 65,14% ООО. Другие 34,86% долей с тех же пор принадлежат самому обществу (ранее ими владело АО "Капитал групп" совладельца торговой сети "О’Кей" миллиардера Дмитрия Коржева). А 12 мая 2017 года, когда "ТЗ Чайная ложка" объявила о намерении банкротить "Викторию", Шалагин стал ликвидатором общества.
В сети "Чайная ложка" пока не прокомментировали ситуацию с долгами. Между тем участники рынка общепита отмечают, что ситуация на нем сложная и многие сети испытывают проблемы. "Мы давно наблюдаем, что "Чайная ложка" постепенно сдает позиции, - говорит совладелец группы "Теремок - Русские блины" Михаил Гончаров. - Они закрывают помещения, в некоторых уже мы открыли свои "Теремки", и это продолжается уже года три. Несколько раз они выходили на меня с предложением то купить сеть, то выкупить оборудование, то выкупить права аренды. Это признаки проблем. Впрочем, весь рынок сегодня переживает сложные времена. Это только кажется, что идет развитие, открывается много ресторанов - но реально рынок идет в минус".