12:1720 июня 201712:17
838просмотров
12:1720 июня 2017
Заместитель губернатора Вологодской области Алексей Кожевников, курирующий экономические вопросы, встретился с предпринимателями Петербурга в рамках круглого стола, организованного "ДП". Участники обсуждали инвестиционную политику в регионе и возможности для поддержки бизнеса.
Алексей Кожевников, заместитель губернатора Вологодской области:
Вологодская область — это прежде всего металлургия, химия, лесной комплекс, агропродовольственный кластер, лесопереработка и лесохимия. В регионе много земли, хорошая инфраструктура, прекрасная экология, отличная логистика — здесь проходят федеральные дороги, есть международный аэропорт, развитая сеть железных дорог.
Мы крупнейший транзитный регион России: через нас проходит 11 ниток газопроводов и один нефтепровод, наличие компрессорных станций влияет на экономику муниципальных районов. Город Череповец с химическими и металлургическими производствами формирует до 1,5% ВВП всей страны.
Мы лидеры по производству подшипников, тракторов, деревянных домов, по освоению лесов. Мы построили третий в регионе подшипниковый завод. Он будет производить суперсовременные подшипники для авиационной и оборонной промышленности. Мы производим различного рода спецнавеску для тягачей, МАЗов, МАНов, КамАЗов, к примеру, таких как молоковозы и водовозы.
Как я уже сказал, мы активно занимались транспортным машиностроением, сельхозмашиностроением. Начали производство тракторов "Беларусь", каждый третий такой трактор в России — наш. Относительно сотрудничества с другими компаниями в отрасли — мы считаем, что кооперация с ярославскими и петербургскими заводами — это треугольник, способный через 3–5 лет выдать в России новую тракторную отрасль.
Мы № 1 в химической промышленности. В химической отрасли в Вологодской области завершается инвестиционная программа на 72 млрд рублей по созданию и развитию новых мощностей удобрений на площадке АО "ФосАгро–Череповец". В этом году мы уже введем в строй новый агрегат мощностью 760 тыс. т аммиака в год, что приведет к его профициту, и в течение 2 лет запустятся еще два производства для его дальнейшей переработки.
Продолжается строительство нового металлоперерабатывающего завода на площадке ПАО "Северсталь". Это огромное предприятие с двумя линиями: оцинкования и полимерных покрытий. Объем инвестиций составляет больше 7 млрд рублей. Несмотря на санкции, продолжается сотрудничество с иностранными партнерами — "Мицубиши" (Япония), "Нестле" (Швейцария), "Рутгерс Групп" (Бельгия), а также с компаниями из Германии, Чехии, Финляндии и ряда других стран.
Шесть лет назад регион находился в состоянии банкротства. Де–юре это не успело произойти, дефолта не было, но состояние было критическим. Была проделана фантастическая работа.
Мы восстановили собственные доходы относительно падения в кризисный период. В следующем году планируем выйти к безопасному уровню государственного долга, который в последнее время находится на уровне примерно 70% от доходной части бюджета.
Сейчас почти все коммерческие кредиты замещены государственными дешевыми кредитами и займами, дотациями, субсидиями. Когда новое руководство региона только пришло к власти, проценты за обслуживание долгов в коммерческих банках составляли 10% собственных доходов. Это безумие и убийство экономики.
Был и другой, куда менее известный негатив — токсичный пакет государственных гарантий. Это были обязательства со сроком наступления, не известным для нас, физически мы не были должны денег, но обязательства все равно по закону являлись пассивом.
Мы до сих пор в судах и диалогах с банками, но уже смогли уйти от львиной доли этих обязательств: через юридическую плоскость, реструктуризацию долгов, спасение активов, продажу обязательств. Сейчас госгарантии регион не предоставляет, и это абсолютно принципиальная позиция.
Система налогового законодательства прозрачна и понятна, и мы предоставляем налоговые льготы только тем, кому они нужны. Регион лоббирует и сопровождает процесс по включению инвестпроектов в федеральные программы.
В некоторых сегментах производства рынок не сформирован. Те предприятия, которые есть, вполне покрывают потребность в продукции, и в ближайшее время, я считаю, эта потребность не увеличится. Если мы за государственные деньги предоставим субсидии, инфраструктуру и другие льготы какому–то новому игроку — он нарушит существующее устройство рынка, вплоть до закрытия некоторых предприятий.
Мы очень аккуратно относимся к вопросу торговли и не идем навстречу федеральным сетям, так как это невыгодно и приводит к оттоку денежных средств из региона. Открытие одного гипермаркета с продукцией фирм из других регионов эквивалентно закрытию одного местного завода. Благодаря такому отношению к ретейлу в прошлом году объем производства пищевой промышленности увеличился на 2 млрд. Я считаю это индикатором того, что мы проводим правильную политику.
Оксана Яковлева, генеральный директор АО «Корпорация развития Вологодской области»:
Продолжая выступление Алексея Викторовича, я хочу привести еще одно подтверждение правильности и эффективности проводимой в Вологодской области инвестиционной политики. Есть в банковском деле параметр, который показывает, как много услуг финансового учреждения использует один клиент. Если по аналогии применить этот показатель в нашей инвестиционной сфере, то получается, что, когда инвестор заходит на территорию Вологодчины и реализует проект, он, как правило, берется здесь и за следующие.
Например, в 2014 году компания из Петербурга "Нева милк" запустила на базе завода "Северное молоко" в Грязовце первое в СНГ производство сыра фета. Сейчас эта компания уже занимается строительством сырного завода в Череповце.
Другой пример — компания "УстьеЛес". В 2015 году она запустила фанерный комбинат, а уже в этом году приступила к реализации еще двух проектов.
Это значит, что инвесторов устраивают условия, что им комфортен вологодский инвестиционный климат, что мы, корпорация развития, ведем правильную работу и действительно являемся тем самым "одним окном" для инвесторов.
Аналогичные нам структуры есть во всех регионах, поэтому мы рассматриваем задачи наших партнеров не формально, а с душой, можно сказать, берем индивидуальным подходом и большой заинтересованностью.
Наталья Брук, заместитель генерального директора ЗАО «Северо–Западный центр доказательной медицины»:
Северо–Западный центр доказательной медицины — крупная лабораторная компания. С 2005 года она работает в регионах Северо–Запада — в Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областях. У компании 40 подразделений, шесть лабораторий, открывается седьмая. С 2013 года работаем в вышеупомянутых регионах в рамках программы ОМС. Нашими корпоративными клиентами являются более 150 государственных учреждений — центральные областные больницы, крупные городские стационары — и более 200 частных медицинских организаций.
Мы входим в тройку ведущих лабораторий на Северо–Западе. В своей работе мы используем немецкие технологии, покрываем все возможности диагностики: клиническую, микробиологию, цитологию, гистологию, генетику, а также аккредитовали испытательную лабораторию. В 2015 году мы получили одобрение от губернатора Вологодской области на создание комплексной лаборатории на территории региона. Мы встретились с руководством области, а вскоре получили формальный ответ от департамента здравоохранения с отказом на выдачу развернутых данных. Тем не менее мы все еще заинтересованы в сотрудничестве.
Нам необходимо пустующее помещение, желательно в крупной медицинской организации, а всю логистику и закупку необходимых материалов мы берем на себя. У нас не потребительское отношение, мы готовы к серьезной работе. Мы хотели бы поддержки со стороны экономического блока правительства и чтобы этот вопрос был рассмотрен. Как вы относитесь к нашим предложениям?
Алексей Кожевников:
Конкуренция еще никому не мешала. По моему мнению, наш департамент здравоохранения решил, что местные компании сами справляются с поставленными задачами. Если вы хотите, чтобы мы вас поддержали в начале освоения нашего рынка потребления, то вы должны понимать, что произойдет с рынком, если мы вас в него внесем. Если качество услуг, оказываемых нашими лабораториями, вызывает сомнения, то мы должны им помогать. Если мы за счет государственного регулирования вводим на рынок нового игрока, то мы должны понимать, зачем это делаем. Если недостаточная конкуренция — это плюс, если рынок не сформирован — это плюс, если на рынке нерезиденты Вологодской области, а мы вводим резидента — это тоже плюс в плане прироста налоговой базы. Но если мы приводим предприятие из налоговой юрисдикции другого региона и содействуем закрытию своего предприятия — это просто вредительство бюджету.
Если кто–то в нашем департаменте здравоохранения покрывает какую–то компанию и не пускает вас на рынок, мы примем меры. Если же у нас действуют наши местные крупные лабораторные комплексы и наши чиновники защищают их, я могу их понять и даже поддержать.
По схеме, которую вы описали, открыли Центр для людей с почечной недостаточностью. Мы проанализировали рынок, обнаружили, что у нас есть с этим проблема, и нашли компанию, которая сделала один центр гемодиализа в Вологде, доукомплектовали центр гемодиализа в Великом Устюге. Здесь наш эффект государственного лоббирования и рычага сработал оптимально.
Владимир Травин, заместитель генерального директора ООО «Ханкитек Проект»:
Наше предприятие работает более 17 лет. Два основных направления: создание внутренних инженерных систем зданий различного назначения и изготовление емкостей технологического оборудования для химической, парфюмерной и пищевой промышленности. У нас есть определенные достижения в области энергосбережения: как в микро–, так и в промышленных масштабах. Например, мы применяем технические решения утилизации тепла от холодильных мощностей, построили систему рекуперации тепла в цехе электролиза меди. Это не только экономическая, но и экологическая эффективность — 15,5 т серной кислоты в год не попадает больше в атмосферу.
Алексей Кожевников:
В этом году мы планируем поддерживать проекты, направленные на энергосбережение. Если вы решите посотрудничать с нашими промышленными предприятиями, мы вам точно поможем.
Михаил Горемыкин, член наблюдательного совета ООО «Реал — свежие продукты»:
Я представлю петербургскую продуктовую сеть "Реал" и полностью разделяю вашу позицию в том, что федеральные сети — это разрушение регионов путем перекачки денег в другие регионы или даже страны. Крупнейшие сети магазинов принадлежат другим странам: "Пятерочка" — Голландии, "Лента" — США, "Ашан" — Франции, "Метро" — Германии. Наша компания лоббировала в Госдуме закон против поборов и маркетинговых платежей. Поскольку в некоторых ситуациях наценка на товар достигает 400%. В конце 2014 года мы написали стратегию развития компании на 5 лет — и мы ее выполняем. Качества, которые помогают бороться с кризисом, — это ориентация на результат, некое внутреннее наполнение знаниями. Мы создали команду, которая готова делиться знаниями. Могли бы приехать к вам в регион с нашими лучшими тренерами и программой, чтобы обучить местных предпринимателей.
Алексей Кожевников:
Да, это интересно. У нас был такой проект, когда в каждом районе назначался инвестиционный уполномоченный, создавались агентства. Инвестиционный уполномоченный проводил встречи, делился идеями, но со временем из–за проблемы мотивации и компетенции проект был приостановлен. Мы с вами могли бы совместно попробовать его восстановить.
Владимир Романовский, директор группы компаний «Институт проблем предпринимательства»:
Мне было интересно узнать о ваших подходах к развитию агроинвестиций в регионе, поскольку некоторые наши клиенты там работают в сфере АПК.
Алексей Кожевников:
Агропром развивается по всей стране. В агропродовольственном секторе у нас есть несколько важных партнеров: Nestle, "Нева милк", а также местные игроки, например Вологодский молочный комбинат — самое крупное предприятие на Северо–Западе России. Мы ожидаем 10%–ный прирост по сельхозпромышленности, поэтому активно работаем в этом направлении.