Региональные кадастровые палаты получили право самостоятельно проводить работы по землеустройству и формированию объектов недвижимости. Вероятнее всего, это поставит на грань банкротства сотни частных компаний.
Приказ о наделении Федеральной кадастровой палаты (ФКП) правом проведения кадастровых и землеустроительных работ глава Росреестра Виктория Абрамченко подписала 28 июня 2017 года. Теперь кадастровые палаты регионов смогут выполнять комплексные кадастровые работы в отношении федеральных, государственных и муниципальных объектов, а также объектов госкомпаний, участвовать в конкурсах по государственным и муниципальным контрактам и разрабатывать граддокументацию территориального планирования наравне с частными фирмами.
Директор ФКП Константин Литвинцев говорит, что эта реформа — естественное развитие учетно–регистрационной системы и она пойдет на пользу рынку недвижимости.
До сих пор эту работу выполняли частные кадастровые инженеры — члены СРО, которые работают на рынке как в составе юридических лиц, так и в качестве индивидуальных предпринимателей.
В целом по России в этой сфере задействовано около 10 тыс. компаний и почти 35 тыс. специалистов, имеющих соответствующую квалификацию. В Петербурге и Ленобласти в этом сегменте работает 250–300 организаций, включая ИП. Объем рынка кадастровых и землеустроительных работ региона оценивают в 4 млрд рублей в год. Сейчас прибыльность бизнеса не выше 2–3% (многие работают в ноль), уверяют игроки, а до кризиса она составляла 10–15%. Около 90% рынка составляют заказы от федеральных, региональных, муниципальных властей, госкорпораций. К примеру, структуры Росавтодора в 2016 году заказывали кадастровые работы более чем на 150 млн рублей.
Опасный прецедент
Участники рынка считают, что наделение ФКП полномочиями по выполнению кадастровых и землеустроительных работ может создать опасный прецедент. Поскольку ФКП обладает доступом к базам данных, полномочиями по учету, проверке и выдаче документов, у нее появится преимущество перед другими игроками.
"Речь может идти о монополизации отрасли, недобросовестной конкуренции. Кадастровый инженер или компания вынуждены запрашивать огромное количество документов у ФКП и через нее ставить объекты на учет. Они напрямую будут зависеть от конкурента, который имеет не только рычаги, чтобы тормозить их работу, но и прямой интерес делать это, поскольку пойдет борьба за рынок", — говорит представитель Национальной палаты СРО кадастровых инженеров по СЗФО, президент Ассоциации СРО "БОКИ" Александр Желнин.
Игорь Батурин, вице–президент Национальной палаты СРО кадастровых инженеров, добавляет, что заказчики не обязаны отдавать работы кадастровой палате. "Но им интересен результат — внесение данных об объекте в Росреестр. А для своих заказчиков палата наверняка будет выполнять все оперативнее. Хотя быстрее — не значит качественнее", — рассуждает он. Между тем рынок кадастровых работ по госзаказу будет только расти, учитывая проекты госкорпораций и необходимость установить границы муниципальных образований (эта работа завершится до 2020 года).
"Что останется частным компаниям? В Ленобласти это заказы садоводов, которым надо отмежевать участки в садоводствах (цена этих работ — 10 тыс. рублей за участок). А в Петербурге, где частные участки и объекты давно на учете, это небольшая часть работ при сделках по продаже активов", — говорит заместитель гендиректора ООО "БКИ" Евгений Кобычев.
Замглавы ФАС РФ Рачик Петросян говорит, что обращений от участников рынка по этому поводу не поступало. "Документ на стадии разработки мы также не получали. В связи с этим у нас нет информации о несоответствии приказа закону. Однако в случае поступления таких обращений ФАС рассмотрит их", — говорит он.
Ошибка на ошибке
Проблемы на рынке кадастрового учета начались после вступления в силу 1 января 2017 года ФЗ–218 о госрегистрации недвижимости, подготовка к которому велась в течение 10 лет. Суть закона сводится к объединению кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость в электронном виде в одном окне.
Кадастровая палата лишилась полномочий по принятию решений по учету объектов, ее роль теперь сводится к подготовке проектов решений, которые принимает в окончательном виде Росреестр. Но такое положение, вероятно, не устраивало чиновников Росреестра и они придумали, как решить этот вопрос, говорят бизнесмены. Для оптимизации кадастровых работ на сайте Росреестра был создан электронный ресурс — личный кабинет кадастрового инженера. Но этот кабинет из–за технических проблем так и не позволил объективно оценивать результаты деятельности кадастровых инженеров. Сбои в его работе Росреестр трактовал как некачественную работу инженеров. По всей видимости, с этого началась кампания по дискредитации работы частных игроков рынка в пользу ФКП, говорят участники рынка.
"Мы писали письма в Минэкономразвития, а СРО запрашивали информацию, почему это происходит. Пришел ответ, что 70% работ — брак. То есть не работает личный кабинет, а инженерам говорят, что это они делают плохие документы. Хотя специалисты Национальной палаты, вручную проверив 2 тыс. дел, ранее отбракованных Росреестром, доказали, что брак не превышает 7%. Это влечет за собой серьезные проблемы с заказчиками, которые оплатили работы, но не могут получить результат", — говорит Игорь Батурин.
При этом игроки высказывают мнение о качестве работы самого Росреестра по учету объектов. Владислав Николаев, генеральный директор ООО "ПП "Радиант", вспоминает, что земли лесного фонда Росреестр поставил на кадастровый учет, похоже не обращая внимания на пересечения с другими участками.
"В Ломоносовском районе лесные земли накладываются на 3,5 тыс. участков, прошедших кадастровый учет, в Выборгском — на 7,5 тыс. участков, в Тосненском — на 5 тыс. участков. Оспорить эти ошибки можно только в суде", — поясняет он. "Был случай, когда, по данным Кадастровой палаты, посреди охраняемой зоны СИЗО №6 в Горелово почему–то оказался участок садовода. Хотя он за пределами СИЗО", — рассказывает Татьяна Мартынова, член экспертного совета СРО "Кадастровые инженеры".
Схожая ситуация, по ее словам, была и с Выборгским шоссе, посреди которого оказались дачные участки. "Был случай, когда бизнесмен купил 70 га по кадастровым документам, а по факту их оказалось 40 га. Таких ошибок сейчас много и будет еще больше", — говорит Татьяна Мартынова.
Поперек реформы
Кадастровый рынок за последние 10 лет пережил много реформ: от создания СРО до введения квалификационного экзамена для инженеров и вывода на рынок услуг технической инвентаризации. Итогом стал уход от монополизма государства в сфере кадастровых работ и переход к цивилизованному рынку, построенному на саморегулировании. В это были вложены немалые государственные и частные средства, рассказывают участники рынка.
"Создание нового государственного монстра неожиданно и нелогично. Это идет вразрез со всей предыдущей реформой", — подытоживает Сергей Щербинин, член квалификационной комиссии по аттестации кадастровых инженеров Ленобласти.
Опрошенные "ДП" чиновники тоже недовольны: "Не исключено, что кадастровые палаты будут навязывать услуги. А выполнение работ отдадут на субподряды частникам. Итогом будет рост цен на этот вид работ. Надо бы проверить эти новшества на возможность коррупционных действий", — говорит один из собеседников "ДП".