Петербургские компании все чаще предпочитают спортивный тимбилдинг классическому бизнес–тренингу в офисе — дает о себе знать тренд на здоровый образ жизни. Подхватив эстафету, "ДП" готовит собственный проект "Здоровый бизнес", который выявит сильнейшую корпоративную команду в городе. Состязание пройдет 31 июля в парк–отеле "Ретур" под Сестрорецком.
Вконце июля "Деловой Петербург" проведет городской чемпионат "Здоровый бизнес". Командам, представляющим свои компании, предстоят испытания на выносливость, сплоченность и смекалку, в результате которых три предприятия с лучшими результатами разделят пьедестал. Перед соревнованиями специальные гости — лидеры бизнеса и спортсмены — поделятся с участниками этих соревнований своим опытом.
Здоровые амбиции
Все чаще крупные компании, уделяющие особое внимание тимбилдингу, выбирают для этого спортивные мероприятия, благо на дворе лето. Среди известных адептов такого формата сплочения коллектива — РЖД, Сбербанк, "Ростелеком", Prisma и другие крупные компании. Сложно сказать, что это повальное увлечение работодателей: так, по данным портала SuperJob.ru, который специально для "ДП" провел опрос в целом по России, только 16% опрошенных работников говорят, что их компания устраивала в течение последнего года командообразующие мероприятия со спортивным уклоном, 75% не смогли вспомнить ничего подобного. Но, хотя "здоровый" формат сплочения коллектива пока не завоевал умы большинства работодателей, эксперты уверенно говорят о тренде. Об этом, к примеру, заявляет Юлия Сахарова, директор по Северо–Западу HeadHunter, ссылаясь на конкурс, который компания проводит среди проектов в области управления персоналом. По ее словам, отчетливый тренд на проекты с комплексным подходом к психологическому и физическому благополучию сотрудников проявился в 2016 году. "Например, одна из крупных компаний Петербурга запустила внутрикорпоративный проект "Худеем сообща", в котором может принять участие каждый сотрудник, желающий сбросить вес. Кроме того, растет интерес к совместным забегам в марафонах, соревнованиям по сезонным видам спорта между отделами компании", — добавляет Юлия Сахарова.
"В начале прошлого года мы предложили сотрудникам программу, в рамках которой они ежедневно совершали пробежки со смартфонами, в которых были установлены специальные приложения, — рассказывает Антон Георгиев, основатель компании "Медовый дом". — Позже они отправляли результаты модератору в общую группу "ВКонтакте" и за 10 часов пробежки в месяц получали 10% прибавки к доходам". По словам предпринимателя, инициатива дала результаты — многие продолжили заниматься спортом.
Рост спроса на спортивный тимбилдинг отмечает и Михаил Шпигель, основатель сети веревочных парков для корпоративного отдыха "Город мечты". По его оценке, количество заказов на такие тренинги в июле увеличилось в 2 раза по сравнению в 2016 годом. Предприниматель отмечает, что спортивным тимбилдингом стали чаще заниматься небольшие компании.
С точки зрения психолога Виктории Вардиковой, спортивный тимбилдинг необходим коллективу, чтобы ощутить единство: "Благодаря таким занятиям некоторые проблемы переходят из уникальных в универсальные — например, можно разделить трудности с участниками, быть услышанным и понятым".
Эксперты сходятся во мнении, что спортивный тренинг не всегда предполагает серьезные физические нагрузки, но обязательно объединяет коллектив. Так, по мнению Георгия Чуракова, директора компании "Неизведанный мир", специализирующейся на организации полевых тренингов, часто в таких мероприятиях одновременно участвуют сотрудники разных возрастов, и даже несмотря на то, что из–за этого испытания разные, в целом происходит сплочение коллектива. По его словам, иногда коллективу компании мало только проговорить ситуацию, как в офисных тимбилдинговых тренингах, людям нужен практический опыт поддержки, а лучший для этого вариант — коллективные спортивные состязания.
С Георгием Чураковым солидарен Владимир Власюк, бизнес–тренер: "Корпоративный тренинг становится продуктивным, если сопровождается любой физической активностью — в процесс вовлекается не только разум, но и эмоции, в результате коллектив лучше воспринимает информацию".
Прелесть в разнообразии
Спортивные корпоративные тренинги могут как предполагать небольшие физические нагрузки вроде эстафет, так и превращаться в крупные спартакиады, за раз объединяющие до 5 тыс. человек. Зачастую организаторы таких мероприятий предлагают клиентам соревнования в реальных видах спорта — волейболе, баскетболе, а также подвижные игры вроде вышибал и петанка. Вместе с тем встречаются спортивные тренинги необычных форматов: аэройога или "шаолиньские шашки" — игра тяжелыми спилами деревьев на огромной расчерченной доске. По словам Георгия Чуракова, компании часто предпочитают экзотику классическим форматам тренингов.
"После возвращения в России норм ГТО ("Готов к труду и обороне") компании начали часто заказывать стилизованные под сдачу ГТО тренинги", — рассказывает Наталья Кравченко, менеджер по работе с гостями компании "Академия приключений", работающей в сфере корпоративного тимбилдинга. Также растет популярность флорбола — хоккея с пластиковым мячом вместо шайбы. "Некоторые крупные компании ежегодно заказывают тренинг в этом формате", — добавляет Наталья Кравченко.
Участники рынка организации тренингов отмечают, что в последние годы появился тренд на проведение отдельных мероприятий для топ–менеджмента предприятий и для синих воротничков, поскольку эти группы выполняют разные задачи. По словам экспертов, руководители компаний чаще выбирают экстремальные виды спорта, такие, к примеру, как рафтинг, вторые — предпочитают активные соревнования на свежем воздухе.
Рынок в движении
Всего в Петербурге до 15 компаний, специализирующихся на организации спортивных корпоративных тренингов, около половины из них — представительства московских организаций. Среди лидеров рынка: "Академия приключений", Team Building Club, Team Systems и пр. По словам участников рынка, новые игроки быстро диверсифицируются, расширяя профиль оказываемых услуг, поскольку один и тот же клиент может заказать не только тренинг, но и, например, банкет. По примерным подсчетам, объем петербургского рынка организации спортивных тренингов для компаний составляет не менее 200 млн рублей.
Небольшие предприятия чаще всего выбирают для своих спортивных тренингов открытые места в лесу — бесплатные, однако требующие согласования с лесниками. Аренда спортивной площадки в городе может обойтись компании в сумму до 500 тыс. рублей. Также популярен формат "городских лесов", когда участникам предлагается квест или командная велосипедная гонка. Не менее востребованны веревочные парки, как один из бюджетных вариантов.