На фоне убыточности ОСАГО споры о либерализации тарифов разгорелись с новой силой. ЦБ РФ все еще не готов отпустить тариф, а игроков на рынке становится все меньше.
Участники рынка и финансовый мегарегулятор вернулись к активному обсуждению либерализации тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Либерализация тарифов предполагает передачу страховым компаниям права самим устанавливать тариф на этот вид обязательного страхования. Сейчас его рассчитывает Банк России, умножая базовый тариф на восемь коэффициентов: учитываются тип транспортного средства, мощность двигателя, период использования автомобиля, срок договора, стаж вождения и т. д.
Несвободный тариф
В ЦБ РФ в очередной раз заявили, что выступают за свободное тарифообразование ОСАГО. "Для этого есть все перспективы, и, как показал наш анализ, уровень конкуренции на рынке ОСАГО самый высокий на всем финансовом рынке", — заявил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов в рамках XV Международной конференции по страхованию.
В то же время крупные страховщики отметили, что, несмотря на свои заявления, регулятор все еще не готов отпустить тариф. "За либерализацию проголосовали рынок и научная общественность, против либерализации проголосовали все государственные органы, включая Банк России, — говорит генеральный директор "РЕСО–Гарантии" Дмитрий Раковщик. — Но вывести ОСАГО из кризиса можно только за счет освобождения тарифов". И, по его словам, делать это нужно очень быстро, потому что, с одной стороны, есть страх роста цен на ОСАГО, но с другой — на этом рынке становится все меньше игроков.
Так, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с 2003 по 2017 год число компаний, работающих с ОСАГО, сократилось более чем в 2 раза. Последний раз тарифы ОСАГО корректировались в 2015 году.
Долгий путь к свободному плаванию
Идея либерализации тарифов ОСАГО обсуждалась еще в конце 2015 года. Тогда глава Банка России Эльвира Набиуллина поручила РСА разработать дорожную карту либерализации тарифа ОСАГО.
Шаги по либерализации ОСАГО могут быть сделаны уже в 2018 году. Об этом заявил заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Но, по его словам, для этого не должно быть проблем с покупкой полисов ОСАГО, в том числе электронных. Также необходимо дождаться результатов от введения натуральной формы возмещения ущерба, после чего провести актуарную оценку.
Первым шагом на пути либерализации ОСАГО может стать расширение тарифного коридора.
"В рамках освобождения тарифа возможно расширение тарифного коридора, причем как вверх, так и вниз, — прокомментировал Владимир Чистюхин. — Уровень конкуренции на этом рынке достаточно высокий. Нужно создать дополнительные рыночные стимулы для формирования справедливой цены".
За освобождение тарифов выступает и Министерство финансов.
"В обязательных видах страхования необходима поэтапная либерализация тарифов", — заявила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева в ходе Международного финансового конгресса. По ее словам, для отдельных видов страхования можно расширять тарифный коридор.
"Также этапом либерализации мог бы стать пересмотр факторов тарификации, и у потребителя обязательно должна быть возможность определять для себя набор услуг", — добавила она.
“
Необходимость либерализовать тарифы полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) стала очевидна после того, как цены на автозапчасти стали расти быстрее, чем стоимость полиса, — и это без учета будущей инфляции. Но мы понимаем, что одновременно с либерализацией тарифа необходимо установить минимальный тариф, соразмерный с суммой минимального ущерба, который будет по карману всем автовладельцам. Сейчас средняя сумма убытка превышает 60 тыс. рублей. На заседаниях рабочей группы по вопросам ОСАГО в Центробанке РФ обсуждение этого вопроса идет, но говорить о скором принятии решения не приходится.
Денис Макаров
руководитель управления андеррайтинга обязательных видов страхования "АльфаСтрахования"
“
Либерализация — это полное освобождение цен, без каких–либо ограничений и контроля. Но, когда в Центробанке РФ говорят о том, что, передав формирование тарифа ОСАГО страховщикам, нужно сделать этот вид страхования необязательным, это противоречит принципу "автогражданки" и может нас вернуть в 1990–е. Опасения регулятора по поводу накрутки тарифа страховщиками беспочвенны: рынок очень конкурентный, на нем осталось около 60 игроков. В регионах–донорах, таких как Петербург и Москва, где автовладельцы мало судятся, стоимость тарифа снизится, а в проблемных регионах, конечно, вырастет.
Игорь Черкашин
первый заместитель генерального директора СПАО "РЕСО–Гарантия"