В борьбе за здоровье граждан российские и петербургские чиновники часто вынуждены прибегать к запретам на производство, продажу и рекламу алкоголя. Эксперты скептично оценивают эффективность таких мер: бизнес страдает от убытков, но на реальное потребление алкогольной продукции это мало влияет.
Алкогольный рынок живет в условиях многолетней борьбы с регулирующими органами, и новую идею высказал недавно Минздрав. Ведомство обсуждает вопрос о включении в Стратегию формирования здорового образа жизни населения запрет на продажу алкоголя в выходные дни, сообщает газета "Известия".
После бурной реакции СМИ в министерстве решили дать пояснение: на сегодняшний момент экспертным сообществом в рамках подготовки Стратегии обсуждаются различные инициативы, направленные на ограничение злоупотребления алкоголем, в том числе дополнительные меры по ограничению мест и времени продажи алкогольных напитков, говорится в сообщении. Иными словами – вариантов для россиян у Минздрава еще много. "ДП" вспомнил самые яркие примеры запрета на продажу, рекламу и производство алкоголя за последнее десятилетие.
Пивная пауза и фейерверки без опьянения
В 2008 году в России запретили рекламу алкоголя в СМИ и Интернете; исключение составили лишь отечественные вина и шампанское, которые на ТВ и радио можно рекламировать с 23:00 до 07:00. В 2012 году Госдума пошла дальше и запретила любую рекламу пива и алкогольных напитков, следуя доктрине снижения потребления алкоголя населением. В итоге СМИ понесли существенные потери. Так, объем рекламы в печати в 2013 году сократился на 10%, до 37 млрд рублей, подсчитывали в АКАР. В денежном выражении потери печатных СМИ к концу 2013 года оценивались в 2,5 млрд рублей.
Читайте также:
Ретейл
Противоречивая антитабачная логика
В 2010 году депутат ЗС Петербурга Алексей Тимофеев предложил губернатору Валентине Матвиенко ввести запрет на продажу крепких спиртных напитков на время новогодних праздников и оставить на магазинных полках только слабоалкогольные напитки. "В новогоднюю ночь у нас на улицах находятся 2 млн человек, из которых многие в состоянии сильного, а то и скотского опьянения, — не скромничал в оценках парламентарий. — Они засыпают в сугробах и гибнут сами, они взрывают петарды и калечат себя и окружающих".
Ночь без шампанского и трезвые свадьбы
В России ограничение на время продажи алкоголя действует с 2006 года. Федеральный закон устанавливает запрет на продажу алкоголя с 23:00 до 08:00 и оставляет за регионами право увеличивать время запрета. Петербургские парламентарии решили воспользоваться этим правом и в 2013 году запретили продавать алкоголь в менее гуманный промежуток — c 22:00 до 11:00. Вот уже как 4 года в петербургских магазинах перед наступлением 22 часов считается правилом хорошего тона пропустить на кассе опаздывающего соседа с алкогольной покупкой.
В 2015 году российские чиновники решили озвучить новую идею запрета, которая вызвала широкий общественный резонанс. Сенатор Антон Беляков высказал мысль о повышении минимального возраста для покупки алкоголя до 21 года. Общественность была крайне удивлена разумностью предложения: по мнению законотворцев, получается, что принимать довольно серьезное решение о вступлении в брак разрешается в 18, а употреблять алкоголь в России могут уже гораздо более зрелые люди. Но правительство РФ выступило против повышения возраста продажи, хотя многие российские регионы высказались за. Это не помешало в апреле этого года депутатам Законодательного собрания Ленинградской области предложить запретить продавать алкоголь крепостью более 18% лицам младше 21 года. Соответствующий законопроект они внесли на рассмотрение в Госдуму. Брак — дело молодое, а вот к здоровью печени стоит подходить с умом, видимо полагают депутаты.
Продажа алкогольных напитков населению России, млн дкл
Источник: Росстат
Особенности национальной рыбалки по-новому
За последний год редкий месяц обходится без сообщений о новых запретах. Начало года ознаменовалось драматичной для пивоваров новостью: в России вступило в силу ограничение на производство и продажи пива в пластиковой таре объемом более 1,5 л. Игроки рынка связывали этот запрет с алюминиевым лобби и признавали, что запрет, хоть и нанесет пивоваренной отрасли ущерб, все же не убьет ее. Пиву часто доставалось от государственных мужей, последний оплот свободы тоже пытались лишить привилегий: рекламу безалкогольного пива на телевидении нужно запретить, заявил в октябре экс-глава Роспотребнадзора, первый заместитель руководителя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.
В июле Минздрав России предложил ограничить скрытую рекламу алкоголя в кино, телепередачах и печатной продукции. В частности, предлагается отказаться от имитационных товаров, когда показанный продукт не является спиртным, но ассоциируется с ним, а также запретить продакт-плейсмент. Также под ограничение попадают и упоминания о качестве напитков. Напомним, в 2013-м первый замглавы думского комитета по охране здоровья Николай Герасименко уже предлагал запретить в кино сцены с употреблением алкоголя. Как снимать русское кино без народного прозрачного напитка, остается загадкой.
Парфюм под запретом и трезвые фанаты
В декабре 2016 года в Иркутске погибли 78 человек после употребления концентрата для принятия ванн "Боярышник" — в его составе был метиловый спирт. Реакция власти была незамедлительной: президент России Владимир Путин поручил ужесточить правила по обороту спиртосодержащей продукции и правила торговли медицинскими препаратами, которые содержат этиловый спирт. В итоге запрет на продажу непищевой спиртосодержащей продукции бытового назначения вступил в действие 26 декабря 2016 года и действовал до конца июня 2017 года, но на днях Роспотребнадзор продлил это ограничение на 90 дней. Бизнес недоумевал, и в период повышенных предновогодних продаж ретейлеры были вынуждены снимать с полок косметику и подарочные наборы, ведь бальзамы после бритья, косметические лосьоны, гели для дезинфекции рук оказались вне закона.
Одно из последних нововведений Петербург пережил в прошлом месяце: вместе с пробками и толпой фанатов Кубка конфедераций горожанам достался очередной запрет употребления горячительного. Депутаты запретили в Петербурге продажу алкоголя в стеклянной таре во время футбольного турнира. Ограничения вводили для 128 объектов в Петроградском, Васильевском и Приморском районах, среди которых были крупные торговые центры, магазины, рестораны и даже АЗС.