ГУП "Петербургский метрополитен" с осени почти на восемь часов сокращает время работы станций “Спасская” и “Звенигородская”. В эти часы работы станции приносили ГУПу доход около 8 млн рублей в месяц, но чиновники посчитали, что ради нескольких тысяч пассажиров работать невыгодно. Примечательно, что они не подумали об этом, когда строили выход из "Спасской" за 2 млрд рублей.
С 1 сентября станции метро "Звенигородская" и "Спасская" начнут открываться в 7:00 утра вместо нынешних 5:40, а закрываться в 20:00 вместо 0:40. В "Петербургском метрополитене" это объясняют слишком маленьким потоком людей, который не окупает расходы на электричество и оплату труда сотрудников станций. Впрочем, конкретные цифры убытков в ГУП "Петербургский метрополитен" не называют.
В те утренние и вечерние часы, когда станции будут закрыты, сейчас ими пользуются около 6,5 тыс. человек в день, по данным ГУП "Петербургский метрополитен", что должно было приносить метрополитену около 250 тыс. рублей в день. И если прямо рядом со "Спасской" есть вход на "Сенную", то от "Звенигородской" до ближайшей станции "Пушкинская" — 600 метров.
Кроме того, неясно, зачем было строить невостребованные станции. Так, на вестибюль "Спасской" потратили около 2 млрд рублей. Судьба двух станций как будто намекает на то, какое будущее ждет строящуюся сейчас "Новокрестовскую", причем стоит она в разы больше. Ее, вероятно, и вовсе можно будет открывать только в часы проведения матчей на стадионе на Крестовском, причем перед их началом, поскольку после окончания в целях безопасности станцию закрывают.
Не все станции — станции
Каждая станция метро строится с учетом ее будущей загруженности, однако, как следует из действий ГУП "Петербургский метрополитен", с этими расчетами у чиновников не всегда все в порядке.
В ГУПе, впрочем, видят причину невостребованности двух станций в другом: их строили как пересадочные узлы, а построить без выхода не могли. "Спасская" и "Звенигородская" прежде всего проектировались как большие пересадочные узлы, но их нельзя было построить без выхода на поверхность, поскольку так не организовать полноценную работу метрополитена”, — объясняют в ГУПе.
Аналогичная схема, как подчеркнули представители петербургской подземки, давно работает на станциях "Владимирская"-"Достоевская" и двух выходах со станции "Площадь Александра Невского": один из выходов рано утром и поздно вечером закрыт.
Потенциал невостребованной станции, определенно, имеет строящаяся "Новокрестовская". В основном станция необходима для того, чтобы болельщики могли добираться на стадион на Крестовском острове. В остальное время она будет, скорее, выполнять функцию необязательного дублера станции "Крестовский остров".
Пока строятся дублеры существующих выходов, спальные микрорайоны юго-запада Петербурга остаются без собственной станции метро. Петербуржцы вынуждены добираться в них на наземном транспорте от станций "Автово", "Ленинский проспект" или "Проспект Ветеранов". В результате дороги в этих районах постоянно загружены. Кроме того, загружены и парковки у жилых комплексов: владельцы жилья понимают, что добираться до метро настолько затруднительно, что имеет смысл покупать по несколько недорогих автомобилей на семью, например. Смольный уже давно обещает провести в эти районы Калининско-Красносельскую линию метро, однако приоритет отдали "Новокрестовской", поскольку она нужна к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Впрочем, чиновники считают иначе. Строительство любой станции планируется исходя из расчетов ее востребованности, поясняют в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). "Есть расхожее мнение, что станция метро "Новокрестовская" не будет загружена — это не так. Во-первых, она будет востребована во время массовых мероприятий на стадионе на Крестовском острове. Во-вторых, она также будет обслуживать жителей Приморского района, ведь "Новокрестовская" находится в пешей доступности к большой жилой застройке", — заявили в КРТИ.
Своим ходом
Если рядом со "Спасской" находится выход из станции метро "Сенная площадь", то ситуация со "Звенигородской" сложнее. От нее до станции "Пушкинская" нужно пройти около 600 метров. Из “Звенигородской”, например, офисные работники попадают в бизнес-центры "Звенигородская 22", "Звенигородский" и "Ренессанс-Плаза". Первые два относятся к классу С, а "Ренессанс-Плаза" к классу А. Если рабочий день сотрудников нестандартный, теперь им придется прогуляться. Например, в соцсетях уже пошла волна негодования сотрудников местных офисов по этому поводу.
Кроме того, основной поток посетителей в торговом центре, который находится рядом со "Звенигородской", обеспечивается именно за счет пассажиров метро. Вероятно, теперь поток посетителей снизится. При этом арендные ставки вряд ли упадут, отмечают эксперты. Арендодатели будут ссылаться на то, что рядом расположены альтернативные станции метро, поясняет Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar. Она также отмечает, что в районе "Звенигородской" в любом случае достаточно оживленный трафик.