Клиника "Мой доктор", основанная бывшим чиновником Смольного Захаром Голантом и экс-депутатом Дмитрием Чагиным, пытается потеснить государственные поликлиники на рынке обслуживания пациентов по полису ОМС, но пока получила лишь претензии антимонопольщиков.
Сеть клиник "Мой доктор", основанная в 2015 году экс-зампредседателя комитета по здравоохранению Захаром Голантом и бывшим депутатом МО "Кронверкское" Дмитрием Чагиным, пытается потеснить государственные поликлиники на рынке обслуживания пациентов по полису ОМС. На стартовом этапе основатели заявляли, что инвестируют в сети 700 млн рублей и при этом 70% их услуг будут связаны с обязательным медицинским страхованием (ОМС).
Пока значительных успехов компания в этом направлении не добилась, зато стала фигурантом небольшого, но примечательного скандала: Управление ФАС по Петербургу возбудило дело об административном нарушении и сомневается в законности соглашения, заключенного между администрацией Калининского района и "Моим доктором" о прикреплении к клинике жителей дома №99 на пр. Просвещения. Заявителями выступили общественные активисты. Заседание комиссии УФАС назначено на 25 июля.
Годовой объем рынка финансирования медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в Петербурге составляет более 55 млрд рублей. Полисы ОМС, прикрепленные к районным поликлиникам в городе, имеют около 5,4 млн человек. В реестре медицинских организаций, работающих в сфере ОМС в Петербурге, числится более 350 больниц, поликлиник, диспансеров и центров, и из них лишь около 100 негосударственных.
Читайте также:
Тарифы ОМС для работающих россиян увеличат до 5,9%
Самый большой объем финансирования достается именно госучреждениям, в первую очередь больницам. Например, Городская больница Курортного района предоставляет услуги ОМС на 1,7 млрд рублей в год, Городская больница №26 — на 1,6 млрд рублей, Александровская больница — на 1,5 млрд рублей, Мариинская больница — на 1,4 млрд рублей, Детская горбольница №1 — на 1,2 млрд рублей. Финансирование поликлиник составляет 100-300 млн рублей в год. Впрочем, есть и примеры масштабного финансирования поликлиник, например, Городская поликлиника №114 в этом году получила 1,4 млрд рублей.
Частные клиники в программе ОМС довольствуются объемами, которые исчисляются лишь в десятках миллионов рублей (все цифры взяты из отчетности, представленной на официальном сайте Территориального фонда ОМС Петербурга).
"С одной стороны, можно сказать, что предоставление услуг в рамках ОМС может быть достаточно успешным форматом работы как для бизнеса, так и для пациентов. Это видно на примере начала работы "Евромед-групп", которая получила поддержку своего проекта на федеральном уровне и открывает центры врачей общей практики. С другой стороны, во многих регионах, и в Петербурге в частности, возникают проблемы с системой экономических балансов оплаты медицинской помощи. Зачастую невысокая тарификация в ОМС накладывается на дефицитные плановые объемы финансирования. В результате себестоимость работы клиники выше на 20-30%, чем оплата", — объясняет Александр Солонин, генеральный директор саморегулируемой организации "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга".
Преимущество государственных медицинских центров в работе с ОМС в том, что они не несут дополнительные затраты на аренду площадей, а частники вынуждены арендовать их на коммерческой основе. В Москве для частных клиник, участвующих в ОМС, действует программа "Доктор рядом", по которой аренда обходится в 1 рубль за 1 м2 в год, то есть фактически бесплатно. В Петербурге тоже принято решение о введении льготы на аренду, но, как правило, в том микрорайоне, где пациентам удобно расположение центра, нет "льготных" площадей.
"Кроме того, надо понимать, что для эффективной работы в рамках ОМС к клинике должно быть прикреплено определенное количество населения. По закону раз в год каждый гражданин имеет право выбирать медорганизацию, куда он сможет обратиться за первичной помощью к врачу общей практики или терапевту. Страховая компания, соответственно, оплачивает эти услуги выбранной пациентом медицинской организации. То есть по факту пациент прикрепляется к этой клинике. Частная клиника, заявляя плановые объемы финансирования по программе ОМС, учитывает реальную статистику обращаемости пациентов. И фактически она "из своего кармана" покрывает дефицит, когда финансирование не соответствует потоку пациентов. На мой взгляд, при запланированном государством внедрении элементов "цифрового здравоохранения" большая часть проблем будет решена и работать в ОМС будут наиболее эффективные и востребованные у пациентов медицинские организации, независимо от того, частные они или государственные", — считает Александр Солонин.
Амбиции "Моего доктора" — интересный прецедент на рынке обслуживания по ОМС, где основную долю занимают госучреждения, а частники в большинстве своем довольствуются несколькими десятками миллионов. Но "Мой доктор" на стартовом этапе в 2015 году заявлял о масштабных амбициях: об инвестициях 700 млн рублей и предоставлении 70% своих услуг именно по ОМС. В Петербурге и Ленобласти планировалось открыть 70 клиник, инвестиции в каждую около 10 млн рублей собирались "отбивать" за 2 года.
Однако интеграция клиник в систему ОМС оказалась не столь активной. По данным сайта "Моего доктора", в городе работает лишь три клиники, как и на стартовом этапе: в ленобластном Новом Девяткино, на пр. Обуховской Обороны в Петербурге и в Калининском районе, неподалеку от станции метро "Гражданский проспект". Именно последняя клиника могла бы расширить свой портфель работ по ОМС, но сейчас в связи с этим заведено дело в УФАС. По данным Территориального фонда ОМС Петербурга, в этом году "Моему доктору" пока выделено лишь несколько миллионов рублей по программе ОМС, так что попытка расширить портфель вполне понятны.
По данным СПАРК, сеть клиник работает через два юрлица — ООО "Мой доктор" и ООО "Управляющая медицинская компания". Стоимость активов обеих компаний, по данным бухотчетности в СПАРК по итогам 2015 года (более свежей отчетности не представлено), составляет чуть больше 60 млн рублей. Похоже, что инвестиции в размере 700 млн рублей не состоялись. В самой клинике не смогли оперативно ответить на вопросы "ДП".
Интересна структура владельцев "Моего доктора". Две доли по 32,5% принадлежат Захару Голанту и Дмитрию Чагину. Захар Голант — выходец из Смольного, где в 2010-2012 годах он занимал пост зампредседателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (затем комитет был реорганизован) и отвечал за систему госзаказа и развитие фармацевтического кластера. До этого, в 2005-2010 годах, он был зампредседателя комитета по здравоохранения. В 2012 году он возглавил правление некоммерческого партнерства "Медико-фармацевтические проекты. XXI век" и занялся бизнесом.
Дмитрий Чагин — тоже петербуржец, в 2000 году был депутатом муниципалитета "Кронверкское" в Петроградском районе (стоит отметить, что сейчас это округ спикера ЗС Петербурга Вячеслава Макарова, МО "Кронверкское" принадлежит к числу подконтрольных ему), затем стал замдиректора по медицинским исследованиям петербургского "НИИ биоритмов", возглавил Ассоциацию фармпроизводителей Евразийского экономического сообщества, входит в руководство петербургского отделения "Народного фронта". Также доли по 5% в "Моем докторе" принадлежат топ-менеджерам из компании Дмитрия Чагина "Агентство кластерного развития" (подрядчик петербургского технопарка "Ингрия") Максиму Лобажевичу и Александру Назарову.
Доля еще 20% до начала 2017 года принадлежала специалисту по госзакупкам Екатерине Лезиной. Он занимала пост руководителя рабочей группы по созданию Партнерства профессионалов госзаказа. По данным СПАРК, она также является совладелицей Центра подрядных торгов в строительстве. Эта организация специализируется на проведении торгов начиная с разработки пакета конкурсной документации или документации об аукционе и до проведения консультаций по условиям заключаемого контракта с победителем торгов. Компания также проводит всестороннюю проверку участников торгов с выдачей аналитических заключений. Сейчас доля 20% в "Моем докторе", принадлежавшая Лезиной, не оформлена ни на кого.
Опыт в работе с госструктурами у совладельцев "Моего доктора" очевиден, но неочевиден источник запланированных крупных инвестиций в проект. Можно отметить лишь то, что оставшиеся 5% компании принадлежат Эльнаре Декстер, экс-гендиректору компании "Мармара" Сергея Ломиногина. Он, в свою очередь, является гендиректором компании "Инвестбугры", доля в которой принадлежит Алексею Полтавченко, сыну губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.