18:5031 июля 201718:50
21104просмотров
18:5031 июля 2017
Комиссия по ценным бумагам США публично высказалась за необходимость регулирования инвестиционных продуктов, сформированных на базе технологии блокчейн. Подход SEC можно охарактеризовать как "мягкую силу": чиновники далеки от запретительных мер, но уверены в том, что права инвесторов, вне зависимости от природы и формы сделок, должны быть гарантированы.
"Деловой Петербург" продолжает публикацию
ревью
самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира
криптовалют
и других проектов, реализованных на базе
блокчейн
, за рубежом — теме, которой в России,
несмотря на растущий интерес, пока что уделяется очень мало внимания (первый выпуск
криптодайджеста читайте здесь).
На прошлой неделе случилось то, чего индустрия цифровых валют ждала очень давно: главный регулятор крупнейшего в мире финансового рынка наконец-то высказал свою позицию относительно активов, выпускаемых децентрализованными организациями (в своем отчете комиссия применяет аббревиатуру DAO — decentralized autonomous organization, то есть "децентрализованная автономная организация"). Мнение SEC было важно для всех: и для компаний, занятых исключительно блокчейном и криптовалютами, и для традиционных банков и инвестфондов, присматривающихся к новым технологиям.
За то время, что SEC собирался с мыслями и изучал вопрос, цифровой рынок уже приобрел свои общие контуры и выглядит теперь так.
Как устроена индустрия блокчейн и криптовалют простыми словами
Блокчейн представляет собой такой способ передачи информации, который позволяет избежать ее потерь и потому гарантирует целостность и доступность в любой момент времени. Это происходит благодаря тому, что в любой передаче участвуют не только отправитель и получатель, но еще и множество посредников, которые фиксируют весь процесс и подтверждают его, а также записывают в свои базы данных. Как если бы при покупке арбузов на базаре продавца и покупателя окружали бы остальные посетители и каждый в своем блокноте фиксировал бы, что арбуз в 8 кг за 160 рублей передан такого-то числа от господина А господину Б. И для того, чтобы отменить сделку или подделать записи о ней, требовалось бы найти каждую сделанную запись и ее изменить.
В компьютерном мире все это выглядит, конечно, немного по-другому, но суть та же: при отправке электронного платежа от одного человека другому информация об этой транзакции записывается в информационный блок. Для того чтобы блок был признан системой реальным, включенные в сеть компьютеры проводят его подтверждение и фиксируют, что транзакция имеет право на жизнь, после чего деньги поступают на счет получателя. Чем, спросите вы, это отличается от принятых ныне онлайновых платежей, осуществляемых при помощи банков? Все очень просто: между получателем и отправителем денег нет ни одного посредника ни в виде банка, ни в виде регулятора, как нет его на базаре между продавцом арбузов и покупателем. Один пользователь может отправить любую сумму (или какие-либо другие данные) другому пользователю в любую точку мира без налогов, контрольных органов и других малоприятных вещей.
Но при чем тут блок и как гарантируется то, что информация о перечислении денег не пропадет и не будет подделана? Все блоки наподобие нашего перемещаются по компьютерной сети не сами по себе, они поставлены в цепочку: в каждом из них есть данные о предыдущем созданном "собрате", а данные из только что появившегося блока будут включены в тот, который появится вслед за ним. Для чего это требуется? Подобная конфигурация делает невозможным подделку информации, ведь для того, чтобы изменить один блок, надо поменять и все остальные в цепочке. А это совершенно нереально, особенно с учетом того, что вся цепочка лежит не на одном каком-то сервере, а на всех миллионах компьютеров, участвующих в системе. Представьте, что вам требуется отправить вагон с пшеницей в пункт Б. На станции отправления ваш вагон осмотрели специалисты (произошло подтверждение), информация о грузе (блок) поступила в доступную всем систему, после чего вагон прицепили к следующему (блоку). И для того, чтобы залезть в ваш вагон и украсть пшеницу или заменить ее на что-то другое, ворам (хакерам) надо сначала отцепиться от поезда или как-то поменять груз во всех остальных вагонах.
Технология дает возможность обмениваться разного рода информацией — деньгами, данными о маршруте товара от производителя к потребителю, содержанием контрактов, правами на интеллектуальную собственность без риска ее потери, подделки, а также без необходимости обращаться к нотариусам и прочим дорогостоящим специалистам.
На базе блокчейна стали возникать различные продукты, самым известным из которых является биткоин — цифровая валюта. Вслед за ним появились и другие монеты, общее число которых на данный момент составляет около 1,2 тыс. штук. Из них для реальных расчетов используется лишь три-четыре, а несколько десятков обращаются на биржах по всему миру. На момент написания этого текста общая биржевая стоимость цифровых денег, по данным CoinMarketCap, была на уровне почти $90 млрд, около половины торговли пришлась на биткоин, который достигал $2,8 тыс.
Самой, пожалуй, заметной технологией на базе блокчейна, уже довольно сильно влияющей на реальную экономику, стало ICO (Initial Coin Offering — первоначальное размещение монет) — механизм, позволяющий стартапам и вообще всем желающим привлекать традиционные или цифровые деньги на реализацию своих проектов. Или — для того, чтобы украсть и сбежать. Технология ровно та же, что и на привычном нам фондовом рынке, но за "маленьким" исключением: нет ни устоявшихся правил игры, ни какого бы то ни было регулирования. Все действуют исключительно на свой страх и риск. Происходит это очень просто: некий предприниматель или компания объявляет о сборе средств и презентует проект. Для того чтобы вложиться в идею, инвестор, которым может быть любой желающий из любой точки мира, покупает за обычные или цифровые деньги так называемый токен — грубо говоря, запись в системе о том, что он вложил такую-то сумму. Каковы финансовые условия сделки? Только те, которые предложил инициатор ICO. Каковы гарантии инвестора? Ровным счетом никаких. Он может рассчитывать лишь на то, что информация о его вкладе (то есть его вагон с пшеницей) благодаря технологии блокчейн никуда не исчезнет и никем не может быть оспорена; но вот будут ли выполнены "предвыборные обещания" стартапера — вопрос открытый.
В игру вступает регулятор
В своем заявлении SEC дала однозначно понять, что выпущенные в рамках ICO токены она приравнивает к ценным бумагам. Глава комиссии Джей Клейтон четко заявил, что в функции возглавляемого им органа входит защита прав инвесторов, а то, в какой форме и с помощью каких инструментов инвесторы в активы привлекались, значения не имеет. Комиссия намерена разработать правила игры и пригласила участников рынка к совместному обсуждению принципов регулирования.
Позицию комиссии можно назвать вынужденно дружелюбной. По сути, в адрес рынка был сделан реверанс, который как бы говорит: "Мы понимаем, что запретить вам мы ничего не можем, но и сидеть сложа руки тоже нельзя. Пожалуйста, помогите нам". Такой подход совершенно оправдан, поскольку мир цифровых денег не имеет границ и юрисдикций. Попытка жесткого регулирования приведет к тому, что инициаторы ICO с американской пропиской начнут проводить размещения на площадках за пределами США, например в Казахстане, власти которого заявили о том, что хотят сделать в столице страны Астане удобный для криптоинвесторов центр и правовое поле.
В любом случае мир получил еще одну реперную точку, за которой надо будет наблюдать: нет сомнения в том, что регуляторы разных стран будут смотреть на работу американских коллег и, возможно, на нее ориентироваться. И понимание политики SEC позволит предугадать развитие рынка и блокчейна и отчасти криптовалют.
У биткоина появится младший брат
Как мы писали неделю назад, биткоину, скорее всего, удастся избежать глобального раздела на две валюты, однако локальный разрыв, как и предупреждали некоторые скептики, все же произойдет. Группа разработчиков и других игроков рынка заявила о том, что с 1 августа запускает собственную валюту под названием Bitcoin Cash. На техническом уровне ее принципиальное отличие от "папы" заключается в увеличенном в 8 раз размере блока, что позволит быстрее осуществлять транзакции.
Наблюдатели, в том числе и биржи, пока не знают, как реагировать на попытку "сепаратистов". Как будут сосуществовать обе валюты, можно ли будет завести кошелек, в котором можно будет хранить старые и новые биткоины, как они будут друг в друга конвертироваться и будут ли вообще — точно неизвестно. Некоторые сервисные компании, обслуживающие потоки биткоинов, на всякий случай с 1 августа на неопределенный срок приостанавливают свои операции.
Единственное, что можно сказать наверняка, — у Cash пока что совсем немного последователей, отчего мы и назвали разрыв локальным. Не исключено, что он займет свое скромное и незаметное место среди других валют, которые пытались составить конкуренцию биткоину, а может быть, и вовсе скоро исчезнет. Главное, на что надо обратить внимание сейчас, так это то, что криптовалюты подвержены тем же рискам, что и традиционные, — расколу и конфликту из-за разницы взглядов и интересов.
Blockchain приходит в Supply Chain
Концерн BASF объявил о том, что рассмотрит возможность использования блокчейна в логистике своей продукции. Описанные выше преимущества технологии прекрасно подходят для контроля над передвижением товаров и документооборота. Запись информации в блоке позволяет, во-первых, четко отследить время и место прибытия товарной партии или транспортного средства в тот или иной пункт маршрута, а также снижает риск ошибки ввода данных или мошенничества: сопровождающие груз "документы" (запись в блокчейне) нельзя ни украсть, ни подделать. Кроме того, информация доступна всем включенным в систему пользователям, включая и клиентов BASF, которые теперь могут не тратить время на звонки менеджерам с вопросами, когда груз прибудет на склад. Таким образом, сокращаются трудовые издержки, затраты времени и нивелируется риск ошибок.
Помимо BASF, применением блокчейна в логистике заинтересовались крупнейший морской контейнерный перевозчик Maersk и порт Роттердам. Очевидно, что с началом успешного применения инновации в перевозках придется отправить с увольнительными листами огромное количество специалистов, которые занимались отслеживанием груза и оформлением сопровождающих его бумажных документов.
И так произойдет не только в логистике.