Пищевики тестируют торговлю. Производители все чаще задумываются о запуске фирменной розничной сети

Автор фото: Архив "ДП"
Многие производители продуктов питания стремятся открыть фирменную торговлю, но сталкиваются с новыми для себя проблемами — поиском проходных мест, высокими ставками аренды.

Собственная розница привлекает производителей продуктов питания свободой наценки и возможностью представить весь ассортимент. Но сделать магазины прибыльными удается единицам.

На фоне роста крупнейших продовольственных сетей производители все чаще задумываются о запуске фирменной розничной сети. Вслед за мясо– и молокопереработчиками такие магазины открывают винно–водочные заводы. Производители рассчитывают на высокую маржу за счет короткого пути к покупателю, но сталкиваются с расходами на аренду и зарплату. Магазины остаются в большей степени имиджевым проектом.

С завода на прилавок

Одним из первых в Петербурге запустила фирменную розницу компания "Дагвино", сейчас сеть насчитывает три точки. У лидера по производству шампанского, компании "Игристые вина", в Петербурге два магазина. В этом месяце фирменную розницу в Петербурге запустил краснодарский производитель вин "Фанагория", до конца года в городе будет работать пять магазинов.
Петербургская ГК "Вилаш" сейчас ищет помещение под первый магазин, его открытие намечено на сентябрь. К концу 2018 года запланировано открытие 30 фирменных алкомаркетов, первые точки будут работать в Петербурге и Ленобласти, а далее фирменная розница ГК "Вилаш" будет расширяться в регионы. По замыслу компании, площадь одного магазина составит в среднем 100 м2, инвестиции в открытие — 3–5 млн рублей. "Розничный бизнес — один из самых рентабельных в стране, если подходить к нему профессионально. Розничная наценка составляет 35–40%", — объясняет выбор Машкюр Гасымов, президент ГК "Вилаш".

И мясо, и овощи

Среди мясопереработчиков самой широкой сетью фирменной торговли располагает Великолукский мясокомбинат — 150 магазинов. У мясопереработчика "Нейма" 14 магазинов, компания "Лосево" управляет сетью из восьми магазинов прилавочного типа, еще семь работают в формате самообслуживания, имеется также пять автолавок. В прошлом году аналогичное направление начала развивать "Молочная культура", открыв четыре корнера в торговых центрах Москвы и Петербурга. Компания планирует довести сеть до семи объектов.
Агрохолдинг "Выборжец" пока запустил два фирменных магазина, проект находится на этапе разработки. "Открытие собственных магазинов требует серьезных вложений при условии долгой окупаемости. К тому же проходные места обходятся дорого", — говорит директор по продажам агрохолдинга "Выборжец" Александр Бельковец.

Сам себе хозяин

Фирменная розница позволяет заводам продавать полный ассортимент, а не только самые ходовые позиции, которые попадают на полки сетевых магазинов. Так, "Абрау–Дюрсо", у которого в Петербурге работает один магазин, еще семь в других городах (часть из них по франшизе), предлагает в своей рознице редкие вина, сделанные малыми тиражами. Фирменная сеть дает винодельне прямой контакт с конечным потребителем, понимание его предпочтений, добавляют в "Абрау–Дюрсо". Компания намерена удвоить фирменную сеть к концу 2018 года.
Использует свою розницу для тестирования новой продукции и "Молочная культура". Обратная связь от покупателя в таком случае приходит очень быстро, отмечает заместитель гендиректора "Молочной культуры" Виктор Моисеев.
Однако представление, что крупная сетевая розница не составляет конкуренции специализированным магазинам, — иллюзия. По данным исследования петербургского УФАС, совокупная доля крупных торговых сетей на продовольственном рынке города составила почти 88% в 2016 году. Это самый высокий показатель в стране.
В "Абрау–Дюрсо" высокую стоимость аренды помещения при невысоких продажах называют основной сложностью ведения торгового бизнеса. По мнению Виктора Моисеева, розница может стать для производителя прибыльной при условии удачного месторасположения магазина.
Пока же фирменная розница для большинства пищевиков остается непрофильным бизнесом, которым компании занимаются ради имиджа. Так, например, холдинг "Объединенные кондитеры" (розничная сеть в России насчитывает 88 точек) недавно открыл в Петербурге второй фирменный магазин "Аленка" на Невском пр., главной туристической артерии города. Учитывая популярность бренда у туристов из Китая, ориентация на этот поток вполне логична.

Онлайн–магазин

Те же, кто пока не готов к серьезной работе в непрофильном направлении, выбирают простой вариант и создают интернет–витрину своих продуктов. Так, компания Valio на днях открыла возможность заказа продукции со своего сайта. Партнеры компании — сервисы экспресс–доставки продуктов в Москве и Петербурге. "К нам часто обращаются с вопросами, где можно приобрести продукцию Valio. Новый сервис позволяет делать покупки быстрее и проще, а нам — представить полный ассортимент", — говорят в пресс–службе "Валио".
Производитель медовых десертов "Вкуснолето" запустил свой интернет–магазин в 2016 году, компания сама осуществляет доставку товара покупателям. "Мы пошли по пути наших конкурентов, в крупные продовольственные сети пробиться нам не удалось, мы сотрудничаем с небольшими ретейлерами, но торговать самим через интернет–магазин нам получается выгоднее", — говорит владелец фирмы Анатолий Смирнов.
Для сельскохозяйственных предприятий собственная розница — это отличный способ для реализации своей продукции. Но это требует немалых дополнительных вложений. Мы развиваем фирменную сеть, так как, во–первых, не каждый контрагент готов представить на своих полках весь наш ассортимент. Во–вторых, открывая свои магазины, мы становимся менее зависимыми от сетей. Это стало особенно актуально, когда наша продукция появилась в "Ленте", "О’Кее" и "Перекрестке". В данный момент соотношение отгружаемой продукции для своей розницы и контрагентов составляет 40 на 60%. Доля партнерской продукции в наших магазинах — 20%.
Эльдар Беглов
генеральный директор ГК "Лосево"
У нашей компании в Петербурге 50 магазинов, всего чайная розница насчитывает примерно 100 точек. Примерно такое же количество чайных магазинов было в городе и 100 лет назад, значит, они действительно нужны людям. Наша продукция продается не только в фирменной рознице, но и в сетях. Мы видим, что сети берут массовый продукт, им сложнее следить за качеством. Тогда как многие потребители готовы платить больше за качество, за широкий выбор, так что наша сеть успешна. Мы стараемся расширяться, постоянно смотрим множество предложений по аренде, но найти хорошее место с уверенной ставкой аренды сложно, так что открытий пока не так много.
Александр Чудок
президент розничной сети "Море чая"