Рост экспортных поставок позволил петербургским промышленникам повысить производственные показатели. Многие предприятия не только увеличили объемы экспорта, но и открыли для себя новые, ранее не освоенные направления продаж.
Петербургские предприятия в 2016 году нарастили объемы экспорта на 35%. По данным Рейтинга промышленников "ДП", больше всех в зарубежных поставках преуспели производители бытовой техники, лекарств и оборудования.
Рост на экспорт
Прошлый год стал поворотным для петербургской промышленности: впервые за время кризиса "Петростат" зафиксировал рост промышленного производства на 3,9%, в то время как в 2014–2015 годах индекс промпроизводства стабильно падал на 6–7%. Успехи предприятий объясняются не только увеличением внутреннего спроса на их продукцию, что связано с переориентацией местного потребителя на более доступные по цене отечественные товары. Рост производства стал возможен также благодаря тому, что многим промышленникам наконец удалось выйти на зарубежные рынки. Другие существенно нарастили свои экспортные продажи, насытив внутренний спрос.
Например, после резкого обвала рубля в конце 2014 года иностранные трактора и комбайны подорожали, и их импорт сократился, а спрос на отечественную сельхозтехнику вырос на 40%. В итоге ее доля на российских полях увеличилась с 25 до 55%. Правда, производители из РФ тоже подняли цены на свою продукцию (в среднем на 20%), но трактора местной сборки все же дешевле импортных. Плюс государство компенсировало аграриям 25–30% затрат, если они закупали отечественную технику.
Производители не сразу смогли удовлетворить выросший спрос на трактора. На заводах образовались очереди из заказчиков. Поэтому наладить ощутимые экспортные поставки они сумели только в 2016 году. Так, АО "Петербургский тракторный завод" (ПТЗ, входит в группу "Кировский завод" Георгия Семененко) в 2016 году нарастило продажи техники за рубеж на 77,4% по сравнению с показателем 2015 года. Сопоставимо увеличилась и общая выручка ПТЗ.
Как рассказали на Прядильно–ниточном комбинате имени Кирова (ПНК), расширению европейских поставок мешает отсутствие местных сертификатов на продукцию, а также высокие транспортные расходы. Многие предприятия легкой промышленности потеряли обороты в 2014–2015 годах, так как резко подорожало сырье, оборудование и комплектующие. И сейчас они пока не готовы вкладываться в оформление сертификатов, поясняют на комбинате. Поэтому ПНК наращивает поставки партнерам в привычных для себя странах Таможенного союза, на Украине, в Молдавии, Прибалтике, Узбекистане, Чехии, Германии.
"В 2014 году экспортные поставки упали на 18%, в 2015–м — еще на 15%. Это было связано с ухудшением политической обстановки на Украине, нестабильным курсом валют. В 2016 году у нас был рост экспорта на 30%. Мы частично вернули потерянные объемы на Украине, увеличили экспорт в Белоруссию и Казахстан", — рассказали на ПНК. Сейчас комбинат ведет переговоры с заказчиками в Армении и Таджикистане, рассчитывая нарастить за их счет экспортные поставки на 5%.
Для третьих стран
Фармпроизводителей, решивших организовать продажи за рубеж, тоже задержали процедуры сертификации продукции. Однако более высокая маржинальность фармпредприятий по сравнению с легпромом позволяет производителям лекарств финансировать зарубежную сертификацию. Например, "Биокад" в 2015 году получил в Бразилии сертификат на производство субстанции мабов (моноклональные антитела — входят в состав многих препаратов для лечения онкологических заболеваний). Предприятие вышло на рынок Вьетнама с препаратами этой группы — ритуксимаб и бевацизумаба, начало поставки трастузумаба и бевацизумаба в Шри–Ланку, в 2017 году зарегистрировало биоаналог ритуксимаба в Боливии, Гондурасе и Индии. В 2016 году "Биокад" подписал договор о трансфере технологий по производству лекарственных средств в Марокко.
В результате объем экспорта продукции у "Биокада" в 2016 году увеличился в 2,3 раза, а доля экспортных поступлений в выручке предприятия выросла за тот же период с 4 до 7%.
"Вертекс" и "Герофарм" также расширили объемы зарубежных поставок, в том числе за счет стран СНГ. В итоге общий объем экспорта у них в 2016 году увеличился на 25–27%.
Перешли границы
Многие промышленники в поисках выгодных контрактов открыли для себя на карте мира новые точки для экспорта. Например, "дочка" китайского производителя электроники TPV Group — компания "Ти Пи Ви Си–Ай–Эс" — вчетверо нарастила объемы экспорта благодаря расширению географии поставок. "Мы изменили стратегию продвижения продукции, обратили внимание на страны СНГ. Эта стратегия оправдалась. Объем заказов из Казахстана, Грузии, Армении стремительно растет", — рассказали в компании. Помимо телевизоров Philips, завод на своей площадке в Шушарах начал собирать телевизоры под брендами Doffler, Harper, Haier, Dexp. Предприятие намерено удвоить выпуск телевизоров — до 1,2 млн единиц в год.
В пресс–службе ПАО "Силовые машины" сообщили: "Внутренний рынок после пика 2008–2010 годов постепенно сужается, поэтому компания усиливает сбытовую политику на рынках Латинской Америки, Азии, Ближнего Востока". Сейчас предприятие продает продукцию более чем в 57 стран мира, а доля экспортной выручки превысила 53% в общем обороте.
А вот для "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" приоритетным является российский рынок, поэтому доля экспорта в общей выручке невелика. "В 2016 году мы поставили на экспорт около 7 тыс. автомобилей из 207 тыс. выпущенных предприятием", — рассказали в пресс–службе завода. Тем не менее предприятие расширяет географию поставок: помимо Казахстана, Белоруссии, Украины, Азербайджана, Молдавии, Киргизии, Египта и Ливана в прошлом году "Хендэ" начал продажи автомобилей в Грузию и Тунис.
В рамках СНГ
Более мелким производителям куда сложнее вписаться в зарубежные рыночные условия. Их скромные финансовые возможности не позволяют модернизировать предприятия, чтобы начать выпуск продукции, соответствующей зарубежным требованиям. Они также не могут себе позволить оплату сертификации, продвижения продукции.
Поэтому, как правило, дальше СНГ не идут. А сейчас кризис охватил большинство стран, входящих в СНГ, поэтому здесь рассчитывать на большие прибыли не приходится, говорят в компании "Ассоциация "Развитие" (занимается производством детских товаров для творчества и развивающих игр). "Дальнее зарубежье принимает только товары высокого качества по низким ценам. Сертификация очень дорогая, поэтому мы экспортируем пока только в Белоруссию и Казахстан. Экспорт составляет 6–9% выручки. Планов по развитию экспорта у нас много, но из–за нестабильной экономической ситуации слишком много рисков", — делятся в компании.
У фирмы "Адонис" (изготовляет металлоизделия по чертежам заказчика) на экспорт (в Белоруссию, Казахстан и Германию) приходится 0,2% выручки. В компании поясняют, что главное конкурентное преимущество российской продукции — сравнительно низкая цена. Поэтому пока рубль слабый, нужно закрепляться на зарубежных рынках. "Адонис", в частности, собирается расширять европейские поставки и выходить на рынки ОАЭ.