Фикшен? Нон. Спектакль "Лицо земли" и другие премьеры ТЮЗа в новом сезоне

Автор фото: Фотография с репетиции к спектаклю "Лицо земли"

 

ТЮЗ им. Брянцева — удивительное место, где так называемые традиции и так называемая современность встречаются самым наглядным образом, лоб в лоб. Новый сезон ТЮЗа открывается сегодня, 1 сентября, образцово–показательной классикой 20–летней выдержки — уютным, подробным, костюмным дуэтом по Гоголю "Старосветские помещики" со знатными мастерами актерского дела Ириной Соколовой и Валерием Дьяченко. А уже в конце недели, 7–8 сентября — премьера спектакля, в котором вовсе нет ролей, персонажей, единого действия и линейного сюжета.
Формально опус "Лицо земли" приурочен к общероссийскому Году экологии. Фактически идею театрального высказывания на темы глобального потепления, гибели планктона, раздельного сбора мусора и биомимикрии режиссер Евгения Сафонова вынашивала несколько лет. Полтора года назад вместе с драматургом Асей Волошиной Евгения начала облекать идею плотью, и процесс этот был таким же медленным, трудным, полным самоограничения и усердного внимания к мельчайшим элементам содержания и формы, как и работа над прежними ее спектаклями — от "Царей" до "Братьев".
Две хрупкие (но уже обладающие солидными репутацией, славой и послужным списком) девушки взялись за театральный нон–фикшен — дело, кажется, небывалое в наших краях. Если к "Театру.док" о людях и судьбах мы уже почти привыкли, то "док" о целой планете — это что–то новенькое. Более того, маркировка "12+" на "Лице земли" — не привет законодательству, а точное обозначение целевой аудитории проекта. Нон–фикшен для подростков автоматически ставит заслон всему, что могло бы напомнить школьные уроки, учительские назидания и пламенные воззвания к уму, чести и совести. Всего этого в спектакле и нет. А есть разговор на равных в форме интерактивной энциклопедии, по главе на каждую букву алфавита, с самым широким ракурсом обзора.
Есть главы о теории большого взрыва, о выходе человечества из африканских тропических лесов, собственно о лесах, о дрейфе материков, вымирании видов. Среди этой "гигантомании" находится место детскому вербатиму, истории последней слоновой черепахи по имени Одинокий Джордж, голосам недавно исчезнувших птиц, которые саунд–дизайнер и композитор проекта Андрей Титов выписывал не откуда–нибудь, а из специализированных научных аудиобиблиотек. Женя Исаева и Маша Небесная (тоже юные, но хорошо заметные театральные творцы) отвечают за лайф–видео: съемки манипуляций с объектами и фактурами на большом столе будут транслироваться на экраны по ходу пьесы. Дюжина артистов — новобранцев ТЮЗа в прозодежде должны не играть, а представлять некое лабораторное действо, в каждой главе свое.
На середине алфавита энциклопедия прервется. Как — неизвестно: надо видеть и слышать. Почему — понятно: спектакль не должен закончиться с опусканием занавеса, зрители унесут "Лицо земли" с собой, думая о нем, когда выкидывают стекло, бумагу и органику в одно мусорное ведро вместо трех. Это в идеале, прямых ответов на вопрос: "Что делать?" авторы постановки давать не планируют.
Других столь же технологичных постановок в планах ТЮЗа на ближайший сезон не видно (совладать бы с одной). И все же вместе с классикой вроде "Бедной Лизы" по Карамзину в инсценировке и режиссуре Марка Розовского, "Обрыва" по пьесе Адольфа Шапиро в постановке Георгия Цхвиравы или мольеровского "Мнимого больного" от эстонского актера и режиссера Лембита Петерсона в афише значатся любопытнейшие новеллы. Например, камерный спектакль "Контракт" по радиопьесе британца Майка Бартлетта (кому–то известного в роли сценариста мини–сериала "Доктор Фостер"), пьесы которого еще никогда не переводили на русский.
Премьера офисной антиутопии на Новой сцене назначена на 27 октября. А в ноябре мы увидим турецкую версию "Страданий юного Вертера" Гете: с режиссером Бирканом Гергюном, как и с творчеством Бартлетта, ТЮЗ познакомился на своем же фестивале "Радуга" и тут же взял в оборот. Фэнтези юного Ильи Орлова по мотивам "Льва, колдуньи и платяного шкафа" К.–С. Льюиса дополняет картину сезона — пеструю, на любой вкус, будто нарисованную несколькими художниками.
Всеядность в театре часто свидетельствует о компромиссах, если не о лицемерии. Но, кажется, в случае ТЮЗа мы который год имеем дело с искренним раздвоением личности: театру равно интересно и хранить, и ломать традиции. И этот интерес — не просто дань госзаданию. Не фикция, о нет.