Группа компаний "Империя–фарма" выходит из процедуры банкротства, сумев расплатиться с банками благодаря успешным вложениям в аптечную розницу.
Структуры группы "Империя–фарма", которую на рынке связывают с известным петербургским миллиардером Сергеем Матвиенко, взяли под контроль банкротство своей головной компании АО "Торговый дом Фармация" (бывшее ЗАО "Империя–фарма"). Группа консолидировала более 90% долгов торгового дома, общая сумма которых составляет около 6 млрд рублей. Для этого АО "Эркафарм" и ООО "Империя–содружество" выкупили у Газпромбанка, банка "Открытие" и Сбербанка кредиты на общую сумму 4,7 млрд рублей, а ООО "Грама" скупило обязательства "Империи–фарма" перед иностранными поставщиками фармпродукции на общую сумму около 1,8 млрд рублей. Процедура банкротства, длившаяся 2,5 года, идет к завершению. Оставшиеся кредиторы с требованиями на общую сумму около 320 млн рублей пытаются привлечь к субсидиарной ответственности бывшего гендиректора "Империи–фарма" Омара Гурцкая, но пока безуспешно.
Не вынесли реалий
"Империя–фарма" в 2003–2011 годах была одним из крупнейших фармацевтических дистрибьюторов в России: в 2011 году ее доля на федеральном рынке прямых поставок лекарств, по оценкам IMS Health, достигала 2,24% (№ 9 по России). Оборот группы составлял 13,7 млрд рублей при практически нулевой долговой нагрузке. Компания неоднократно выигрывала конкурсы и признавалась единственным поставщиком всех государственных медучреждений Петербурга.
Однако после 2011 года дела у компании пошли хуже. Ей потребовались кредиты на общую сумму около 4,6 млрд рублей, которые она привлекла у Газпромбанка (2,8 млрд), ФК "Открытие" (700 млн) и Сбербанка (1,1 млрд). В 2012 году группа анонсировала строительство логистической сети по всей России, по итогам 2014 года удерживала 11–е место по стране с 1,8% рынка прямых поставок медикаментов. Но в 2015 году выяснилось, что это было тупиковое направление. В январе 2015 года "Империя–фарма" прекратила в одностороннем порядке поставки аптечным сетям, затем переименовалась в АО "ТД Фармация" и запустила процедуру ликвидации.
Причины ухода "Империи–фарма" с рынка были комплексные, считают аналитики RNC Pharm: низкая рентабельность дистрибьюторского бизнеса, жесточайшая конкуренция между игроками и, наконец, кризис, который обострил традиционные для фармрынка проблемы с возвратом платежей от аптек, а соответственно, с оплатой поставщикам.
К 2015 году в арбитражном суде шли процессы по искам контрагентов "Империи–фарма" на сотни миллионов рублей. Требование "МБА–Групп" на 4 млн рублей было выкуплено дружественным кредитором, который в мае 2015 года подал на банкротство "Фармации". По его требованию летом 2015 года суд ввел в компании процедуру конкурсного производства, назначив конкурсным управляющим Бориса Ремнева.
После этого дружественное банкроту ООО "Грама" скупило права требования двух десятков поставщиков фармпродукции на общую сумму более 1,8 млрд рублей. Банкиры, недовольные действиями должника, подали иски к другим структурам группы как к поручителям, а также потребовали продажи с молотка заложенных объектов недвижимости (в том числе складов "Агротрансавто" на 5 га на Предпортовой ул., 3).
Сменили профиль
Уход "Империи–фарма" с рынка фармдистрибуции подстегнул развитие ее конкурентов, в числе которых группа "БСС" Эдуарда Захрабекова. Доля "БСС" на рынке страны в 2011 году составляла 1,45%, а по итогам 2016 года уже 3,79% (данные RNC Pharma). Сейчас "БСС" — единственный петербургский фармдистрибьютор, который входит в число 15 крупнейших российских игроков.
По словам экспертов, рынок фармдистрибуции с его низкой маржинальностью оказался слишком сложным для многих сравнительно небольших игроков, которые покинули его за последние несколько лет.
Между тем уже с 2012 года "Империя–фарма" активно развивает другое направление бизнеса — розничное. Весной 2012 года инвестфонд Haden SA в ее интересах купил у грузинского миллиардера Бориса Иванишвили компанию "Эркафарм", которая владела сетью аптек "Доктор Столетов".
Сделку тогда оценивали в 1,8–2 млрд рублей. В 2014 году "Эркафарм" приобрела крупнейшую по выручке петербургскую аптечную сеть "Озерки". По итогам 2016 года объединенная сеть показала оборот 26,7 млрд рублей. А в 2017 году группа анонсировала сделку по покупке у группы "РОСТА" Давида Паникашвили объединенной аптечной сети "Радуга — Первая помощь — Ладушка". Эта сделка, оцениваемая экспертами в 12–14 млрд рублей, находится на согласовании в ФАС России.
Сделка позволит "Эркафарм" занять второе место на российском фармрынке с оборотом 46,8 млрд рублей, ожидают в компании. Первое место на аптечном рынке страны сейчас у объединения АСНА — Ассоциации независимых аптек (насчитывает более 4 тыс. точек).
Лекарство помогло
Успехи розничного направления позитивно сказались и на ходе банкротства "Империи–фарма". Уже в декабре 2015 года, по данным судебных актов, состоялась первая сделка цессии со Сбербанком: кредитная организация получила от АО "Эркафарм" полное погашение первого кредита "Империи–фарма" на 498 млн рублей и уступила второй, на 598 млн. Затем, буквально через несколько дней, входящее в группу "Империя–фарма" ООО "Империя–содружество" перечислило 2,9 млрд рублей Газпромбанку, а уже в марте 2016 года — 709 млн рублей банку "ФК Открытие".
"Эркафарм" вступила в качестве правопреемника в процессы, начатые банкирами против других "дочек" "Империи–фарма", и отказалась от этих исков.
По словам конкурсного управляющего ТД "Фармация" Бориса Ремнева, основным активом компании является задолженность госучреждений за поставленные медикаменты, а также 100% долей в ООО "Фармтек" (в уставный капитал этой компании перед банкротством было внесено все имущество "Империи–фарма", в том числе собственные офисные помещения, а также все сертификаты и лицензии).
Активы сейчас продаются с торгов. "Мы уже начали рассчитываться с кредиторами", — сообщил управляющий корреспонденту "ДП".
Правда, не все кредиторы довольны ходом дела. На днях ООО "Логопарк–Обь", владеющее складами в Новосибирске и требующее у "Фармации" 55 млн рублей за их аренду, подало ходатайство о привлечении бывшего руководителя компании–банкрота Омара Гурцкая к субсидиарной ответственности.
“
Собственниками группы изначально был взят курс на то, чтобы полностью закрыть все обязательства. Все требования, как банков, так и поставщиков, погашались без какого–либо торга, без дисконтов. Причем многие долги были погашены еще до начала дела о банкротстве. Неурегулированной — по самым разным причинам — осталась ничтожно малая часть обязательств. В частности, требование новосибирского логопарка, с которым был кабальный договор аренды: когда ликвидировался новосибирский филиал, ему предлагали вполне рыночные условия расторжения, но он проявил несговорчивость, решив, что все получит в судебном порядке.
Константин Зевлов
юрист ГК "Империя фарма"
“
Приоритетный путь для "Эркафарм", несомненно, розница. Об этом как минимум свидетельствуют последние сделки, которые провела компания: в июле приобрела большую часть активов компании "Роста", в августе — небольшую пензенскую сеть "Аптечный дом". Касательно текущей ситуации: я думаю, речь идет прежде всего об урегулировании процесса ликвидации ТД "Фармация". Учитывая активную инвестиционную деятельность, которую ведет "Эркафарм", отношения со столь крупным кредитором, как Сбербанк, лучше решить полюбовно.
Николай Беспалов
директор по развитию компании "АРЭНСИ Фарма"
“
Когда бенефициар компании–должника выбирает: этому погасить долг, а этому нет — он обычно проводит предварительный анализ рисков. Он понимает, что банк имеет ресурсы, чтобы устроить ему ад на земле, а такой–то кредитор не имеет такой возможности. Когда должник, имеющий возможность без дисконта погасить 6 млрд, жмется из–за десятков или сотен миллионов, понятно, что причины этому довольно веские. Иногда так бывает, когда бенефициары должника и кредитора имеют между собой личные счеты. Либо когда кредитор явно пытается использовать право требования в спекулятивных целях.
Владимир Полуянов
партнер Апелляционного центра